Меню
Бесплатно
Главная  /  Народные способы лечения  /  Краткое описание бирюка из рассказа тургенева. Образ Бирюка в одноименном рассказе И. Тургенева. Художественные средства изображения главного героя

Краткое описание бирюка из рассказа тургенева. Образ Бирюка в одноименном рассказе И. Тургенева. Художественные средства изображения главного героя

Детство И. С. Тургенева прошло на Орловщине. Дворянин по происхождению, получивший прекрасное светское воспитание и образование, он рано стал свидетелем несправедливого отношения к простому народу. Всю жизнь писателя отличали интерес к русскому укладу жизни и сочувствие к крестьянам.

В 1846 году Тургенев несколько летних и осенних месяцев провел в родном имении Спасское-Лутовиново. Он часто отправлялся на охоту, а длительных походах по окрестностям судьба сводила его с людьми разных сословий и благосостояния. Итогом наблюдений за жизнью местного населения стали рассказы, появившиеся в 1847-1851 годах в журнале «Современник». Год спустя автор объединил их в одну книгу, получившую название «Записки охотника». В их число вошел и написанный в 1848 году рассказ с необычным названием «Бирюк».

Повествование ведется от лица Петра Петровича - охотника, объединяющего все рассказы цикла. На первый взгляд, сюжет довольно прост. Рассказчик, возвращаясь как-то с охоты, попадает под дождь. Он встречает лесника, который предлагает переждать непогоду в его избе. Так Петр Петрович становится свидетелем непростой жизни нового знакомого и его детей. Фома Кузьмич ведет замкнутый образ жизни. Крестьяне, живущие в округе, не любят и даже побаиваются грозного лесника, а за нелюдимость дали ему прозвище Бирюк.

Краткое содержание рассказа можно продолжить неожиданным для охотника происшествием. Когда дождь немного поутих, в лесу послышался стук топора. Бирюк с рассказчиком отправляются на звук, где застают крестьянина, решившегося на воровство, еще и в такое ненастье, явно не от хорошей жизни. Он пытается разжалобить лесника уговорами, рассказывает о тяжелой жизни и безысходности, однако тот остается непреклонен. Их беседа продолжается в избе, где отчаявшийся мужик вдруг повышает голос и начинает обвинять хозяина во всех крестьянских бедах. В конце концов последний не выдерживает и отпускает нарушителя. Постепенно, в ходе развернувшейся сцены, раскрывается перед рассказчиком и читателем Бирюк.

Внешность и поведение лесника

Бирюк был ладно сложен, высок и плечист. Его лицо с черной бородой выглядело одновременно суровым и мужественным; карие глаза глядели из-под широких бровей смело.

Все поступки и поведение выражали решительность и неприступность. Не случайным было и его прозвище. Этим словом в южных районах России называют волка-одиночку, о чем хорошо знал Тургенев. Бирюк в рассказе - нелюдимый, суровый человек. Именно так его воспринимали крестьяне, на которых он всегда навевал страх. Сам же Бирюк объяснял свою непоколебимость добросовестным отношением к работе: «даром господский хлеб есть не приходится». Он находился в таком же тяжелом положении, как и большая часть народа, вот только жаловаться и надеяться на кого-то не привык.

Изба и семья Фомы Кузьмича

Тягостное впечатление производит знакомство с его жильем. Это была одна комната, низкая, пустая и закоптелая. В ней не чувствовалось женской руки: хозяйка сбежала с мещанином, оставив мужу двух детей. На стене висел изорванный тулуп, на полу лежала куча тряпья. В избе пахло остывшим дымом, мешавшим дышать. Даже лучина горела печально и то гасла, то вновь вспыхивала. Единственное, что мог предложить гостю хозяин, - это хлеб, ничего другого у него не было. Так невесело и по-нищенски жил наводящий на всех страх Бирюк.

Рассказ продолжается описанием его детей, которое дополняет нерадостную картину. Посреди избы висела люлька с грудным ребенком, ее качала девочка лет двенадцати с робкими движениями и печальным личиком - мать оставила их на попечение отца. У рассказчика «сердце заныло» от увиденного: нелегко войти в мужицкую избу!

Герои рассказа «Бирюк» в сцене воровства леса

По-новому раскрывается Фома во время разговора с отчаявшимся мужиком. Внешность последнего красноречиво говорит о безысходности и полной нищете, в которой он жил: одет в лохмотья, борода растрепана, лицо испитое, во всем теле невероятная худоба. Нарушитель рубил дерево осторожно, очевидно, надеясь, что в непогоду вероятность быть пойманным не так велика.

Попавшись на воровстве господского леса, он сначала умоляет лесника отпустить его, называет Фомой Кузьмичом. Однако чем больше тает надежда на то, что его отпустят, тем гневнее и резче начинают звучать слова. Крестьянин видит перед собой душегубца и зверя, намеренно унижающего мужика.

Совершенно непредсказуемую развязку вводит в рассказ И.Тургенев. Бирюк вдруг хватает нарушителя за кушак и выталкивает за дверь. Можно предположить, что происходило в его душе во время всей сцены: сострадание и жалость вступают в противоборство с чувством долга и ответственности за порученное дело. Ситуация усугублялась тем, что Фома на собственном опыте знал, как тяжела жизнь мужицкая. На удивление Петра Петровича он лишь машет рукой.

Описание природы в рассказе

Тургенев всегда славился как мастер пейзажных зарисовок. Присутствуют они и в произведении «Бирюк».

Рассказ начинается с описания все усиливающейся и разрастающейся грозы. И вот совершенно неожиданно для Петра Петровича из лесу, темного и мокрого, появляется Фома Кузьмич, который чувствует себя здесь как дома. Он легко дергает с места испуганную лошадь и, сохраняя спокойствие, ведет ее к избе. Пейзаж является у Тургенева отражением сущности главного героя: такую же хмурую и мрачную, как этот лес в непогоду, жизнь ведет Бирюк.

Краткое содержание произведения нужно дополнить еще одним моментом. Когда небо начинает чуть-чуть проясняться, появляется надежда на то, что дождь скоро закончится. Подобно этой сцене, читатель вдруг обнаруживает, что неприступный Бирюк способен на добрые поступки и простое человеческое сочувствие. Однако остается это «чуть-чуть» - невыносимая жизнь сделала героя таким, каким видят его местные крестьяне. И это нельзя изменить в одночасье и по желанию нескольких человек. К таким невеселым раздумьям приходят и рассказчик, и читатели.

Значение рассказа

В цикл «Записки охотника» входят произведения, по-разному раскрывающие образ простых крестьян. В одних рассказах автор обращает внимание на их душевную широту и богатство, в других показывает, насколько они могут быть талантливы, в третьих описывает их скудный быт… Таким образом раскрываются разные стороны характера мужика.

Бесправие и нищенское существование русского народа в эпоху крепостничества - вот основная тема рассказа «Бирюк». И в этом главная заслуга Тургенева-писателя - привлечь внимание общественности к трагическому положению главного кормильца всей земли русской.

Этот рассказ входит в цикл произведений Тургенева «Записки охотника». Чтобы лучше раскрыть тему «Характеристика бирюка», надо знать хорошо сюжет, а он завязан на том, что охотника, заблудившегося в лесу, вдруг настигает гроза. Чтобы переждать непогоду, он спрятался под большим кустом. Но потом его подобрал местный лесник Фома Кузьмич и отвез к себе домой. Там охотник увидел убогое пристанище своего спасителя, и при этом у него было двое детей: 12-летняя девочка и младенец в люльке. Жены в доме не было, она сбежала от него с другим, оставив ему детей.

Тургенев, «Бирюк»: характеристика бирюка

Этого угрюмого лесника люди прозвали бирюком. У него была широкая фигура и лицо, не выдающее никаких эмоций. Когда дождь закончился, они пошли на двор. И тут послышался звук топора, лесник сразу сообразил, откуда он доносится, и уже вскоре приволок мокрого мужика, который умолял пощадить. Охотник сразу сжалился над бедным крестьянином и готов был заплатить за него, однако суровый бирюк и сам его отпустил.

Как видно, характеристика бирюка непростая, Тургенев показывает героя, хоть и нищего, но хорошо знающего свой долг, которого «ни вином, ни деньгами» взять никак нельзя. Он понимает мужика-вора, который пытается как-то вывернуться «с голодухи». И тут показан конфликт героя между чувством долга и состраданием к бедному человеку, и все же он решился в пользу сострадания. Фома Кузьмич - личность цельная и сильная, но трагичная, потому что он имеет свои взгляды на жизнь, однако иногда и ему, принципиальному человеку, приходится ими поступаться.

Характеристика бирюка

Автор указывает на то, что в середине XIX века большинство крестьянского народа относилось к воровству как чему-то естественному и обыденному. Конечно, к этому явлению вели серьезные социальные проблемы: необразованность, бедность и безнравственность.

Но именно бирюк непохож на большинство этих людей, хоть и такой же нищий, как и все. Изба его состояла из одной комнатушки, низкой и пустой. Но все равно он не ворует, хотя если бы он это делал, то смог бы позволить себе хату получше.

Долг и сострадание

Характеристика бирюка говорит о том, что он и сам не ворует, и другим не дает, так как отлично понимает, если каждый будет это делать, то станет только хуже.

Он в этом уверен и поэтому тверд в своем решении. Но, как описывает очерк, его принципы иногда состязаются с чувствами жалости и сострадания, и это колебание будет у него всю жизнь. Ведь он понимает того, кто от своей безысходности идет воровать.

Характеристика героя

Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться. В произведении показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост. Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них. Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно воровать не ходи». Он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже. Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели.

Однако его уверенность иногда подрывается. Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами. Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от безнадежности. Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами.

Очерк «Бирюк» имеет много художественных достоинств. Это и живописные картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое, многое другое. Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу бесценен. Его сборник «Записки охотника» стоит в ряду шедевров русской словесности. А проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день.

Сочинение на тему «Характеристика Бирюка»

Работу выполнил ученик 7 «В» класса Балашов Александр

Главным героем рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» является лесник Фома. Фома - очень интересная и необычная личность. С каким восхищением и гордостью автор описывает своего героя: «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашкой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы». У Бирюка было «мужественное лицо» и «небольшие карие глаза», которые «смело глядели из-под сросшихся широких бровей».

Автора поражает убогость избы лесника, которая состояла «из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей…», все здесь говорит о нищенском существовании - и «изорванный тулуп на стене», и «груда тряпок в углу; два больших горшка, которые стояли возле печки…». Тургенев сам подводит итог описания: «Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

Жена лесника сбежала с проезжим мещанином и бросила двоих детей; может, поэтому лесник был так суров и молчалив. Бирюком, то есть угрюмым и одиноким человеком, Фому прозвали окрестные мужики, боявшиеся его как огня. Говорили, что он «силен и ловок как бес…», «вязанки хворосту не даст утащить» из леса, «в какую бы ни было пору… нагрянет, как снег на голову» и не жди пощады. Бирюк - «мастер своего дела», которого ничем не возьмешь, «ни вином, ни деньгами». Однако при всех своих горестях и бедах Бирюк сохранил в сердце доброту и милосердие. Он тайно сочувствовал своим «подопечным», но работа есть работа, и спрос за ворованное прежде всего будет с него самого. Но это не мешает ему совершать добрые дела, отпуская наиболее отчаявшихся без наказания, а лишь изрядно припугнув.

Трагедия Бирюка заключалась от понимания, что вовсе не от хорошей жизни идут крестьяне воровать лес. Часто чувство жалости и сострадания одерживают верх над его принципиальностью. Так, в рассказе Бирюк поймал мужика, рубившего лес. Одет тот был в драные лохмотья, весь мокрый, с растрепанной бородой. Мужик просил отпустить его или хотя бы отдать лошадь, ведь дома ребятишки, их нечем кормить. На все уговоры лесник твердил одно: «А ты воровать не ходи». В конце концов Фома Кузьмич схватил вора за шиворот и вытолкнул за дверь, сказав: «Убирайся к черту со своей лошадью». Этими грубыми словами он словно прикрывает свой великодушный поступок. Так лесник постоянно колеблется между принципами и чувством сострадания. Автор хочет показать, что у этого мрачного, нелюдимого человека на самом деле доброе, великодушное сердце.

Описывая подневольный народ, обездоленный и угнетенный, Тургенев особенно подчеркивает, что даже в таких условиях он смог сохранить свою живую душу, способность сопереживать и откликаться всем существом своим на добро и ласку. Даже эта жизнь не убивает в людях человечность - вот что является самым главным.

Один из типов «хорошего» мужика выведен в рассказе «Бирюк». Он живет в бедной избе с двумя детьми — жена его убежала с каким то мещанином. Он служит лесником и про него рассказывают, что он «вязанки дров не даст утащить … и ничем его нельзя взять: ни вином, ни деньгами — ни на какую приманку не идет». Он угрюм и молчалив; на расспросы автора он сурово отвечает: «должность свою справляю — даром господский хлеб есть не приходится». Несмотря на эту внешнюю суровость, он в душе очень сострадательный и добрый человек. Обыкновенно, поймав в лесу мужика, только пристращает его, а затем, сжалившись, отпускает с миром. Автор рассказа становится свидетелем такой сцены: Бирюк отпускает пойманного им в лесу мужика, поняв, что только крайняя нужда заставила этого бедняка решиться на воровство. При этом он нисколько не рисуется своими благородными поступками — ему скорее даже неловко, что посторонний человек стал свидетелем этой сцены. Он один из тех людей, которые на первый взгляд не выделяются, но способны вдруг совершить что-нибудь из ряда вон выходящее, после чего они снова становятся теми же обыкновенными людьми.

Величавая его осанка — высокий рост, могучие плечи, суровое и мужественное лицо, широкие брови и смело глядевшие небольшие карие глаза — все в нем обличало необыкновенного человека. Свою обязанность лесника Бирюк отправлял настолько добросовестно, что все про него говорили: «вязанку хворосту не даст утащить … И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку нейдет». Суровый с виду, Бирюк имел нежное, доброе сердце. Поймает в лесу мужика, срубившего дерево, так пристращает, что и лошадь пригрозит не отдать, а дело обыкновенно кончится тем, что сжалится над воришкой и отпустит его. Бирюк любит сделать доброе дело, любит и обязанности свои исполнять добросовестно, но не будет кричать об этом на всех перекрестках, и не будет рисоваться этим.

Суровая честность не проистекает у Бирюка ни из каких умозрительных принципов: он простой мужик. Но глубоко прямая натура его дала ему понять, как следует исполнять взятую на себя обязанность. «Должность свою справляю, говорит он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится … ». Бирюк хороший человек, хоть и грубый с виду. Он живет один в лесу, в избе «закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок», с двумя детьми, покинутый женой, сбежавшей с прохожим мещанином; должно быть, семейное горе и сделало его угрюмым. Он лесник, и про него говорят, что «вязанки хворосту не даст утащить … и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами, ни на какую приманку не идет». Автору довелось быть свидетелем, как этот неподкупно-честный человек отпустил пойманного им в лесу вора, мужика, срубившего дерево, — отпустил потому, что почувствовал своим честным и великодушным сердцем безысходное горе бедняка, решившегося, с отчаяния, на опасное дело. Автор прекрасно рисует в этой сцене весь ужас бедности, до которой иногда доходит крестьянин.