Меню
Бесплатно
Главная  /  Народные способы лечения  /  Культурно-исторические регионы. Население земли Границы историко культурных регионов

Культурно-исторические регионы. Население земли Границы историко культурных регионов

Культурно-исторические регионы мира. Поделить земной шар на регионы можно по-разному. Любое такое деление будет пред­ставлять продукт нашего мышления и носить условный характер. Вспомним, что еще в недалеком прошлом весь мир подразделял­ся на Старый и Новый Свет. Под Старым Светом подразумевались три известные с древности части света - Европа, Азия и Афри­ка, а название Новый Свет обозначало неизвестную европейцам вплоть до XVI в. четвертую часть света - Америку. Таким же чрез­вычайно общим делением планеты на регионы могла бы явиться сегодня ее «разбивка» на освоенные и обжитые регионы (Ойкуме­на), с одной стороны, и неосвоенные - с другой.

В качестве особых регионов можно рассматривать также физи­ко-географические регионы (Сахара, Гималаи, Памир, Западно-Сибирская низменность и др.), экономические регионы, компак­тные территории проживания этнически родственных народов,


конфессиональных групп и даже отдельные страны. Еще недавно весь» мир вполне серьезно делился на социально-экономические мир]ы - «мир социализма», «мир капитализма» и «третий мир»* (развивающиеся страны). Сегодня такое деление по вполне понят­ным! причинам утратило свой смысл. Иногда в степень главного критерия дифференциации человечества возводится уровень бла­госостояния стран и народов (богатый север и бедный юг и т.д.). Весьма распространены методы регионализации мира, основан­ные на различиях языков, религий и т.п. Всё зависит от того, какой критерий положен в основу регионализации.

Иначе говоря, на процессы регионализации (или районирова­ния]) общества оказывает влияние множество факторов: этниче­ский и конфессиональный состав населения, демографический фактор и рисунок расселения жителей, политика государства, особенности природной среды и т.д. В качестве примера обратим­ся к роли этнического фактора.

Во многих странах Азии и Африки этнонациональные пробле­мы становятся доминантой их современного развития. При этом речъ> зачастую не идет о прямых этнических конфликтах. Явление приобретает более глубинные черты, затрагивая многие аспекты межличностного общения и души людей. В этнической картине этой части Земли особенно много нестандартных ситуаций, по­рой искусственно созданных и веками «консервирующихся» воп-рекп чаяниям миллионов людей. Например, одна из таких ситуа­ций, порождающая колоссальные импульсы регионализма, свя­зана! с курдским этносом - одним из крупнейших в мире, не имеющим своего государства. Известно, что курды «рассеяны» по всему миру, но более или менее компактно они населяют горные районы, вошедшие в Юго-Восточную Турцию, Северо-Западный Иран, Северо-Восточный Ирак и Северо-Восточную (а частично и Северо-Западную) Сирию. В этой связи фактом является нали­чие целостного этнического региона, подразделяющегося в оте­чественной литературе на Турецкий, Иранский, Иракский и Си­рийский Курдистан.


Несмотря на многовековое воздействие естественной и насиль-ственной ассимиляции и «вестернизации», самосознание курдов не только не утрачено, но и приобрело новые качества. Как бы не стремились вышеупомянутые государства к созданию мононацио-

* Термин «третий мир» впервые предложил французский социолог А.Сови (по аналогии с третьим сословием эпохи революции 1789 г.). Интересно, что идеологический отдел ЦК КПСС лишь спустя многие годы заметил опасность это г о) термина, порождавшего некую «квазитриаду» трех миров. Последняя бра­лась тогда на вооружение левооппортунистической пропагандой (т.е. КНР, пре­тендовавшей на лидера «третьего мира»), что. по мнению партийных идеологов, находилось в противоречии с «научным» делением мира лишь на две противопо­ложное общественно-политические системы.


нальных и моноконфессиональных (многие курды исповедуют йезидизм) государств, курдский регионализм, по всей вероятно­сти, еще проявит себя.

Можно специально анализировать затяжное противостояние таких этносов, как хуту и тутси в Руанде, тамилов и сингалов в Шри-Ланке, ханьцев и тибетцев в КНР, турок-киприотов и гре­ков-киприотов на Кипре, палестинцев и евреев в Израиле, много­численных племен в Йемене, Нигерии, Чаде, Камеруне, Либе­рии, Сомали и других странах на фоне то обостряющихся, то осла­бевающих процессов сепаратизма и регионализма. Однако и без этого ясно: нигде в мире этнический фактор регионализма не выражен так ярко, как в Азии и Африке.

Достаточно старой и достаточно щекотливой проблемой стран Юго-Восточной Азии, провоцирующей импульсы регионализма, является наличие во многих из них солидной прослойки китай­ского национального меньшинства - хуацяо. Так, китайская об­щина на Филиппинах составляет 600 тыс. человек, в Малайзии - около 6 млн и т.д. Строго говоря, указанные цифры являются очень условными и приблизительными. Если учесть филиппинцев с 1/4 «китайской крови», то численность китайской диаспоры на тех же Филиппинах увеличивается сразу в несколько раз (причем в ее числе оказывается и глава католической церкви на Филиппи­нах кардинал Син, и бывший президент Корасон Акино, и т.д.). Не ясно также, следует ли относить к китайцам многочисленных жителей Таиланда - выходцев из племен неханьского происхож­дения, но проживающих на территории Южного Китая.

Хотя взятые в целом хуацяо не составляют единой, монолит­ной массы (это лица различного имущественного и социального происхождения, разнообразных идеологических, культурных и религиозных ориентации), они во многих странах этой части Азии играют заметную роль в сфере бизнеса, а иногда вообще контро­лируют сферу торговли. Это невольно порождает «этнонациональ-ную напряженность», приводит к внутрирегиональной стратифи­кации общества.

В реальной жизни наряду с выделением государств мы часто сталкиваемся с упоминанием своеобразных интернациональных регионов, таких, как Западная Европа, Ближний Восток, Индоки­тай, Вест-Индия, Тропическая Африка и др. Такие крупные регионы характеризуются, как правило, относительной схожестью исто­рических судеб населяющих их народов, природных условий, куль­тур, определенными этноконфессиональными параллелями, не­которой общностью хозяйственной специализации и т.д. С неко­торой долей условности их можно назвать культурно-историче­скими регионами мира.

Разумеется, такие регионы отличаются различной степенью

внутреннего единства. Одни из них (например, Западная Европа)

давно уже представляют собой более или менее целостные в по­литическом, культурном и хозяйственном отношении организ­мы, в то время как единство других (например, Тропической Африки) из-за огромных различий в путях культурного и соци­ально-экономического развития подвергается сомнению.

От чего же зависит степень внутренней интеграции культурно-исторических регионов? От множества факторов, и прежде всего от их исторической судьбы и типа сложившейся цивилизации, хода этнических процессов, направления экономических связей, развития транспортных путей и даже расположения природных барьеров (высоких гор, морей и т.д.).

В современную эпоху особую роль в «цементировании» таких регионов играют экономическая интеграция государств, создание общего рынка, единого экономического пространства, единой валюты и т.д. Например, отсутствие реальной экономической ин­теграции в странах Африки или Океании лишний раз подчерки­вает географическую разобщенность народов этих регионов.

Культура и цивилизация: географическая интерпретация. Несмот­ря на различие подходов к научной интерпретации понятий «куль­тура» и «цивилизация», огромное влияние этих феноменов на тер­риториальную дифференциацию современного мира не оспари­вается никем. Учитывая тот факт, что именно культура способна удержать и охладить «кипение» мирового «политического котла», тщательное исследование культурного разнообразия мира, его цивилизационных рубежей и «разломов» представляется исклю­чительно важным.

Классическое определение культуры подразумевает под этим понятием совокупность знаний, которые человек должен приоб­рести для обогащения своего духовного опыта и вкуса посред­ством занятий искусством, литературой и науками. Иногда куль­тура трактуется более объемно - как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и примене­ния, и в этом смысле она практически аналогична понятию ци­вилизация.

Существует мнение, что культура (понимаемая в узком смыс­ле) в отличие от цивилизации относится к явлениям субъектив­ного порядка, поскольку совокупность знаний у человека может формироваться через образование и средства массовой информа­ции, которые, в свою очередь, могут контролироваться централь­ной авторитарной властью в своих целях. В истории можно найти примеры, когда навязываемая обществу культура оказывалась в противоречии с ценностями традиционной цивилизации (нацист­ская Германия и т.д.).

Термин «цивилизация» впервые вошел в обиход во Франции. Им первоначально обозначались добродетели людей - завсегда­таев просвещенных парижских салонов. С тех пор как термин был


введен в научную литературу (шотландским историком и филосо­фом А. Фергюссоном), его смысл заметно изменился. Какое-то время он употреблялся как синоним слова «культура», затем его содержание стало трактоваться более широко. Ныне под цивили­зацией понимается «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый ши­рокий срез культурной идентичности после того, который отде­ляет человека от других биологических видов» (С.Хантингтон,

Совершенно очевидно, что цивилизация может определяться как объективными критериями (история, религия, язык, тради­ции, институты), так субъективными - характером «самоиден­тификации». Она может охватывать множество государств (как за­падноевропейская) или только одно (Япония). Каждая из циви­лизаций отличается своей неповторимой спецификой и только ей свойственной внутренней структурой (так, японская цивилиза­ция имеет в сущности один вариант; западная цивилизация - два основных варианта: европейский и североамериканский; ислам­ская - по крайней мере, три: арабский, турецкий и малайский). В данном случае цивилизация интересует нас прежде всего как региональное (глобальное) пространство, наполненное особым культурным содержанием. Любую из цивилизаций образуют сово­купности компонентов и компонентных связей, причем не следу­ет забывать о том, что понятием цивилизация охватывается не только материальная и духовная культура людей, но и окульту­ренные естественные ландшафты, т.е. в сущности природа.

Одним из замечательных проявлений современного процесса общения являются разнообразные культурные контакты челове­чества. Они берут начало с древнейших времен с обмена предме­тами материальной культуры между первобытными племенами и продолжаются сегодня в масштабной интеграции региональных культур и цивилизаций. Подобный синтез культур способствует устранению изоляционизма народов и экономической автаркии государств, преодолению обывательского чувства страха перед всем

новым и непривычным.

Может быть, это звучит несколько парадоксально, но особый вклад в интеграцию мировых культур внесли полиэтнические со­общества - империи, практически всегда стремившиеся к терри­ториальной экспансии. С одной стороны, порабощенное, напри­мер, Римской или Македонской империями население вынужде­но было терпеть жестокость «этноса-гегемона», с другой - завое­ватели, как правило, обладали большими цивилизаторскими до­стижениями. Происходила консолидация интеллектуальной эли­ты - главного двигателя культурного развития, передавались «по цепочке» (от человека к человеку) обычаи и традиции, расширя­лось поле духовного творчества населения метрополий и коло-


ний, обогащалось военное искусство и т.д. В ряду неупомянутых империй, сыгравших видную роль в интеграции мировой культу­ры, можно назвать также Арабский халифат, Китайскую, Осман­скую, Британскую, Российскую и другие империи.

На рубеже XX -XXI вв. мир меняется с невиданной быстротой. Культурную экспансию теперь вовсе не обязательно можно осу­ществлять путем территориальных завоеваний. Сегодня стремитель­но переплетаются экономические связи, расширяется сеть гло­бальных коммуникаций и средств массовой информации, огром­ный размах приобрел обмен ценностями культуры в рамках раз­личных национальных и международных программ. Судьбы наро­дов сливаются в одну всемирную судьбу.

Некоторыми западными учеными в этой связи высказывается мнение о том, что «мир перерос суверенитет». Действительно, с каждым годом государства делегируют мировому сообществу (в частности, ООН) все больше полномочий. Однако роль государ­ства как стабилизирующей и направляющей силы в процессе ми­ровой интеграции не уменьшается, а скорее усиливается. Под­тверждается мысль Гегеля, высказанная в его работе «Философия права», о том, что государство преодолевает ограниченность эт­нического сообщества и гражданской ассоциации: оно становит­ся формой, в которой человечество может наиболее полно раз­вернуть свои творческие силы. И напротив: пока не сбываются руссоистские представления (подхваченные К. Марксом и его по­следователями) об отрицании государства и его постепенном от­мирании.

Процессы интеграции и регионализма всегда «шествуют» ря­дом, центростремительные тенденции сменяются центробежны­ми и наоборот. Во всяком случае до общечеловеческого духовно-нравственного единства (того, что русские философы XIX в. на­зывали соборностью и всечеловечностью) еще далеко. По иронии судьбы, острое соперничество государств в экономической, во­енной и идеологической сферах имеет самое непосредственное отношение к культуре и цивилизации.

Итак, культурная интеграция мира может и должна опираться на развитие (возрождение) национальной культуры, самобытное развитие народов, их самоопределение в области языка, духов­ной культуры... Иногда при этом добавляют: и государственности. Однако этот вопрос очень не прост. Начиная с Фихте, а отчасти и раньше в европейской общественной мысли утверждалась идея о том, что каждая нация должна иметь свое государство. А если се­годня нация дисперсно «вкраплена» в другую? А если суверенитет одного народа автоматически ведет к потере независимости дру­гого? А если этнос в силу исторических обстоятельств остался вообще без собственной территории? И что вообще следует пони­мать под нацией? Как видим, вопросов больше, чем ответов.


«Матрешечный» принцип строения культурно-исторических ре­гионов. Большинство крупных культурно-исторических регионов мира отличается сложной многоступенчатой (или «матрешечной») структурой, что хорошо видно на примере «классической» Запад­ной Европы. В ней традиционно различают Южную, Централь­ную, Северную Европу и Британские острова. В пределах некото­рых из них различаются регионы меньшего ранга, например Скан­динавские страны или страны Бенилюкса. В свою очередь, внутри многих государств имеются свои локальные «культурно-истори­ческие очаги». Так, в Великобритании к ним следует отнести прежде всего Шотландию и Уэльс; во Франции - Лотарингию, Эльзас, Бретань, Корсику, Бургундию, Прованс, Лангедок и т.д.; в Гер­мании - Баварию, Тюрингию, Саксонию-Анхальт и др.; в Испа­нии - Страну Басков, Андалузию, Кастилию, Каталонию и др.

Зарубежную Азию чаще всего изучают сквозь призму таких ее слагающих регионов, как Юго-Западная Азия, Южная, Восточная, Юго-Восточная Азия. Распад Советского Союза привел к «появле­нию» (в учебниках) Центральной Азии в составе Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Туркмении. Как правило, в рамках каждого из этих регионов выделяются регионы меньше­го ранга, обладающие непреходящей культурной спецификой. Государства Америки обычно изучают с учетом существования здесь таких более или менее целостных регионов, как англоязыч­ная Америка (США и Канада) и Латинская Америка (в составе регионов меньшего ранга: Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии, Андских стран и государств бассейна Амазонки и Лаплат-ской низменности). Что касается Африки, в ее составе четко разли­чают Североафриканский регион (тяготеющий скорее к исламской Юго-Западной Азии, чем к остальным странам континента) и Африку южнее Сахары (в составе Западной, Восточной, Централь­ной и Южной Африки).

Бывает, что некоторые страны одновременно относятся к двум и более культурно-историческим регионам. Так, Египет является североафриканской, ближневосточной, средневосточной и араб­ской страной (Ближний Восток образуют страны на стыке Юго-Западной Азии, Северной Африки и Европы, а в совокупности с Ираном и Афганистаном они составляют Средний Восток).

Границы регионов. Одной из наименее изученных сфер в науке остается область границ (или рубежей) между различными типа­ми регионов в географическом, историческом, социокультурном, экономическом, информационном и других пространствах. Воз­росшее в последние годы внимание регионалистов к осмыслению рубежной коммуникативности принесло хорошие результаты, по­казало большую перспективность этого научного направления. Эти результаты могли бы быть еше значительнее, если бы разработчи­ки чаще и основательнее обращались к междисциплинарным ис-


следованиям на стыке гуманитарной географии и философии, морфологии культуры, этнологии, экономики и т.д.

Философские основы пограничных состояний были впервые изложены И.Кантом, соединившим в себе таким образом фило­софа и географа*. «Только великий ученый, ...изучавший духов­ные и земные горизонты, мог сформулировать представления об имманентном и трансцендентном мире, в котором географичес­кие понятия органично сливаются с философскими» (В.А.Дерга-чев, 1999).

При нанесении на географическую карту любых различающих­ся участков земной поверхности (т.е. регионов) возникает необ­ходимость их разделения при помощи тех или иных ограничитель­ных знаков. Сделать это не всегда легко, особенно когда регионы объединяют явления прерывистого или «кучного» распростране­ния. В данном случае затруднения возникают при определении пе­риферийных участков, которые носят переходный характер. И на­против, если регионы отражают различия в интенсивности сплош­ного распространения, то оконтурить их границы не составляет труда.

Характер линий границ зависит от того, о"каких территориях идет речь - обособленных или территориях сплошного или пре­рывистого распространения. Рубежи регионов, обязанных своим происхождением деятельности людей, обычно более четки в срав­нении с природными. Классическим примером здесь могут слу­жить политические и административные границы, имеющие ли­нейный характер. Более или менее четкие границы культурных ландшафтов, в то время как границы, например, естественных геоботанических регионов отнюдь не отличаются ясностью. Так, тайга переходит в тундру настолько плавно, что появляется необ­ходимость выделения лесотундры. В свою очередь, степь нередко соединяется с лесом посредством лесостепи и-т.д.

Однако могут быть и исключения. Например, край рудного тела, когда он обнажен сбросом, проступает резко и легко наблюдается в полевых условиях, хотя речь идет о естественном рубеже и чело­век здесь «ни при чём». С другой стороны, границы социокультур­ных регионов тоже во многих случаях носят переходный, ярко выраженный «маргинальный» характер. Это явление можно про­иллюстрировать не только зонами влияния поликлиник, средних школ, детских садов и т.д., но и границами культурно-истори­ческих регионов. Так, Лангедок во Франции или Пьемонт в Ита­лии представляются четко очерченными только на далеком рас­стоянии, но при близком рассмотрении распадаются на ряд еще

* «Кантовская проблема - это проблема пограничных состояний, которые в принципе только на границах и существуют. Проблема полей, напряжений, со­здаваемых существованием самих этих границ» (М. Мамардашвили, 1992).


более мелких «типичных ареалов». Можно приводить бесчислен­ные примеры споров вокруг понятий «Центральная Европа», «Во­сточная Европа», «Средний Восток», «Центральная Азия» и т.д. Следует четко различать для себя два обстоятельства, связан­ные с границами регионов: одно дело - характер границ, пред­ставляющих собой четкую линию или «расплывчатую переход­ную полосу», другое - это способ их делимитации, изображе­ния на карте. При незначительном масштабе толщина проводи­мой картографом линии может оказаться шире реальной грани­цы-зоны, что исказит действительность. При этом ясно, что гра­ница региона, выделенного по единственному признаку, наибо­лее точно соответствует изображению на карте (при условии со­впадения толщины линии на карте с шириной переходной зоны), в отличие от границы региона, идентифицируемого по совокуп­ности признаков. В последнем случае граница региона будет точ­ной только при условии, если образующие ее «частные» линии

совпадут.

Понятие о рубежной коммуникативности и рубежной энерге­тике. Латинский термин «коммуникация» (соттитсаИо) озна­чает форму связи, путь сообщения, процесс передачи инфор­мации и т.д. Это понятие «имеет универсальный смысл, рас­крывающийся в конкретном географическом, историческом, со­циокультурном, экономическом, информационном и других пространствах. ...В социокультурном пространстве коммуникация обычно определяется как «передача информации» от человека к человеку в процессе любой деятельности. Традиция как коммуни­кация во времени осуществляет трансляцию от поколения к по­колению социокультурных ценностей и письменности. Разновид­ностями трансграничной коммуникации в социокультурном про­странстве являются комплиментарные этнические отношения, а в экономическом пространстве - коммуникационные коридоры ускорения оборачиваемости торгового, промышленного и фи­нансового капитала (свободные экономические зоны и др.)» (В.А.Дергачев, 1999).

Существует мнение, что на рубеже II и III тысячелетий по мере исчезновения прежних возможностей для территориальной колонизации и духовной экспансии пришла эра пограничных, маргинальных состояний, обещающая значительно расширить горизонты человеческого познания. Речь идет о маргинальных (лат. таг§таИ$ - находящийся на краю) состояниях не только веще­ства, но и людей (маргинальные территории, сословия, общества; контактные зоны между океаном и континентами, биосферой, литосферой и атмосферой; рубежные бинарные отношения в си­стемах запад - восток, север -юг, атлантизм -евразийство, ислам - христианство, западные и восточные цивилизации, город и де­ревня и т.д.).


С рубежной коммуникативностью тесно ассоциируется поня­тие «рубежная энергетика». Принято считать, что именно марги­нальные зоны несовпадающих природных, экономических, этно­культурных, информационных и других полей и служат источни­ком энергетических импульсов. Нетрудно видеть, что рубежная энергетика имеет непосредственное отношение к эмоционально-чувственной сфере и, таким образом, может являться не только стратегическим ресурсом материального развития, но и ресурсом духовного возрождения социума, этноса, государства.

Среди наиболее часто упоминаемых в литературе объектов ис­следования рубежной коммуникативности - политические (буфер­ное, транзитное государство), экономические (свободная эконо­мическая зона, маргинальная экономика), социокультурные (мар­гинальная культура, бикультура, диаспора), природные (атмосфер­ные фронты, контактные зоны суша -океан). Появились даже специальные термины для идентификации соответствующих яв­лений и структур: геостраты - т.е. стратифицированные, нало­женные друг на друга разнотипные пространства; геомары - энер­гоизбыточные граничные поля и др. (В.А.Дергачев, 1999).

Именно линии раздела между цивилизациями как очаги ру­бежной энергетики, по мнению крупного американского полито­лога С.Хантингтона, заменят в XXI в. политические и идеологи­ческие рубежи времен «холодной войны» и станут источником кризисов и даже войн. Автор выступил с утверждением, что в «новом мире» коренные источники конфликтов будут лежать в сфере культурных различий. «Главные конфликты... будут проис­ходить между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике» (С.Хантингтон, 1993).

Противоборство цивилизаций, по Хантингтону, имеет место на двух уровнях: локальном и глобальном. На микроуровне населе­ние соседних межцивилизационных регионов, «заряженное ру­бежной энергетикой», оспаривает территории и демонстрирует превосходство своих культурных традиций. На глобальном уровне страны, принадлежащие к различным цивилизациям, соперни­чают в военной и экономической сферах, всеми силами утверж­дают свои духовные и религиозные ценности. Наибольший энер­гетический потенциат якобы сосредоточен на границе между за­падной (христианско-иудейской) и исламской цивилизациями, борьба которых, по утверждению автора, продолжается около 1300 лет и не обнаруживает никаких признаков угасания.

Вместе с тем схема С.Хантингтона многим кажется слишком простой. Высказывается мнение, что до сих пор самые страшные и кровавые драмы имели место в рамках одних и тех же цивилиза­ций. Гитлеровцы истребляли европейцев-христиан и иудеев, боль­шевики, маоисты и полпотовцы осуществляли геноцид в собствен-24


ных странах. Конфессиональное и культурное родство Японии с Китаем и Кореей не мешало ей неоднократно воевать с этими странами и т.д. К тому же известно, что именно гражданские вой­ны обычно отличаются наибольшей жестокостью.

Как же быть в таком случае с концепцией рубежной энергети­ки? Не колеблется ли ее истинность из-за отрицания конфликта цивилизаций?

Различия между цивилизациями, действительно, реальны и зна­чимы, и многие люди готовы сражаться и умирать за свои убежде­ния, свой род, самобытность, свою землю, священную землю пред­ков. Но в глобальном плане модель Хантингтона вряд ли «сработа­ет»: во-первых, глобальный конфликт равносилен самоубийству человечества; во-вторых, государства, принадлежащие к разным цивилизациям и заинтересованные в успешном социально-эконо­мическом развитии, будут все больше интегрироваться в мировом рынке, тем более что закон стоимости един для всех формаций и цивилизаций; в-третьих, высказываются сомнения относительно отождествления мира с цивилизациями - последний слишком ге-терогенен. То есть представление о цивилизациях как «единицах» не всегда плодотворно с точки зрения мироцелостности.

Итак, в качестве стержня наиболее перспективного деления (или регионализации) мира служат культурные характеристики, которые менее подвижны и переменчивы, чем идеологические, политические или экономические. («Коммунисты могут стать де­мократами, богатые бедными и наоборот, но русские не могут стать эстонцами, а азербайджанцы - армянами», - писал С.Хан­тингтон.) Ясно, что понятием «культура» охвачены и язык, и религия, и экономика, и многие другие критерии. В свою очередь, внутри крупных культурно-исторических регионов, как правило, имеются регионы меньшего ранга.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоят преимущества культурно-исторической регионализа­ции мира в сравнении, например, с экономической или политической? 2. Как принято разграничивать понятия «культура» и «цивилизация»? 3. Как можно оценить вклад империй в интеграцию мировых культур? Проил­люстрируйте свои мысли на конкретных примерах. 4. Раскройте смысл выражения «культура - это "твердый осадок" территориальных обще­ственно-политических образований». 5. Большинство рубежей, разделя­ющих регионы, не отражают внезапных переходов. Отчего это происхо­дит? 6. Какой смысл вкладывается в понятие «рубежная коммуникатив­ность»? 7. Какое отношение имеет теория конфликта цивилизаций С.Хан­тингтона к феномену рубежной энергетики?

2) По рисунку 44 учебника сделайте вывод о том, как изменялась численность населения Земли во времени.

  • Ответ: В новейшее время численность населения заметно возросла.

3) Что такое естественный прирост населения? Как его определяют?

  • Ответ: Это разность между числом родившихся и числом умерших.

4) Постройте график или диаграмму роста численности населения Земли по приведенным данным.

Х в. - 300 млн человек;

XV в. - 450 млн человек;

XIX в. - 1650 млн человек;

XXI в. - 7000 млн человек.

  • Ответ: Разделить численность на плотность.

6) Назовите территории с большой плотностью населения.

  • Ответ: Южная и Восточная Азия, Западная Европа, восток Северной Америки.

7) Как вы считаете, сохранится ли деление человечества на расы в будущем? Почему?

  • Ответ: Сохраниться, но европеоидная раса заметно сократится.

8) Обозначьте на картосхеме ареалы высокой плотности населения, а также основные направления миграции людей в прошлом и настоящем.


9) По тексту учебника установите признаки этноса.

  • Ответ:
  • 1) Одна территория
  • 2) Один язык
  • 3) Одна культура
  • 4) Общность исторической судьбы.

10) Назовите большие по численности людей этносы и очень малые.

  • Ответ: Крупнейшие - китайцы, хиндустанцы, американцы (США) и т.д. Малые - эскимосы Северной Америки, инуиты Гренландии, аборигены.

11) Какие народы относятся к индоевропейской семье языков? Сгруппируйте их по языковым группам.

  • Ответ: Албанцы, армяне, балты, венеты, германцы, греки, иллирийцы, иранцы, индоарийцы, италики (романцы), кельты, славяне.

12) Перечислите мировые религии и несколько национальных.

  • Ответ: Мировые - христианство, ислам, буддизм. Национальные - индуизм, синтоизм.

13) Отразите на схеме основные виды хозяйственной деятельности, начиная с собирательства.


14) По комплексной карте Австралии в атласе определите основные виды хозяйственной деятельности населения этой страны.

  • Ответ: Рыболовство, крупный рогатый скот, садовое хозяйство, овощеводство.

15) Установите отличия образа жизни горожанина и сельского жителя.

  • Ответ: Число жителей в городах отличается от села. Селсьские жители могут заниматься скотоводством, земледелием.

16) По карте плотности населения мира в атласе определите, сколько в мире городов с населением более 3 млн человек.

На каком материке их особенно много?

  • Ответ: Евразия.

На каком - мало?

  • Ответ: Австралия.

17) Перечислите основные функции городов, приведите примеры.

  • Ответ:

18) Каковы различия между культурно-историческими регионами?

  • Ответ: История культурно-исторических регионов. Способы ведения хозяйства. Религия. Обычаи и привычки.

19) Как вы думаете, по каким причинам можно группировать страны мира?

  • Ответ: Размер занимаемой территории. Географическое положение. Состав населения.

53. Культурные (цивилизационные) регионы мира

«Культура» и «цивилизация» – понятия, широко употребляемые и в научно-публицистической литературе, и в обиходной жизни. В самом широком смысле под культурой понимают все то, что создано людьми в процессе физического и умственного труда (с подразделением на материальную и духовную культуру). Понятие «цивилизация» иногда считают синонимом понятия «культура», но, пожалуй, чаще в него вкладывают несколько более широкий смысл.

Такая терминологическая незавершенность не помешала тому, что в географии в качестве особого направления стала складываться география культуры, которая изучает территориальную дифференциацию культуры и отдельных ее компонентов – образа жизни и традиций населения, элементов материальной и духовной культуры, культурного наследства предшествовавших поколений. Поскольку же культура отражает не только связь времен, но и огромное современное национально-этническое разнообразие и своеобразие мира, то, вполне естественно, возникает и вопрос о подразделении мира на культурные регионы.

Таблица 59

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ И ПРОВИНЦИИ МИРА

Из-за упомянутой терминологической незавершенности такие культурные регионы часто называют по-разному. Например, в этнологии (академик Ю. В. Бромлей) широко используется понятие об историко-культурных (историко-этнографических) областях как частях ойкумены, у населения которых благодаря общности социально-экономического развития, длительным связям и взаимному влиянию сложились сходные культурно-бытовые черты. В этнологии же (Н. Н. Чебоксаров, Б. В. Андрианов) сформировалось представление о хозяйственно-культурных типах (ХКТ), под которыми понимают определенные комплексы хозяйства и культуры, исторически складывающиеся у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях. Обычно такие хозяйственно-культурные типы подразделяют на три основные группы: 1) с преобладанием охоты, собирательства и отчасти рыболовства; 2) с преобладанием мотыжного (ручного) земледелия и животноводства; 3) с преобладанием плужного (пашенного) земледелия с использованием при сельскохозяйственных работах тягловой силы домашних животных. В географии – как отечественной, так и западной – тоже обычно пользуются понятием о культурном (историко-культурном, цивилизационном) регионе, хотя эти термины еще недостаточно устоялись.

Исследование культурных регионов, фактически начатое еще Геродотом, было продолжено многими учеными древности, средних веков, нового и новейшего времени. При этом было отмечено, что на ранних стадиях формирования локальных цивилизаций границы таких регионов обычно совпадали с физико-географическими рубежами, ограничивавшими ареал распространения той или иной этнической общности. По мере развития цивилизаций, начала великих переселений народов, а затем и массовых миграций населения, формирования региональных и тем более глобальных связей физико-географические рубежи потеряли былое определяющее значение, хотя во многих случаях они еще продолжают сохранять роль важных этнических границ.

Сетки культурного районирования мира сильно различаются по степени дифференциации, дробности. Самая генерализованная из них сводится, пожалуй, к выделению западного и восточного культурных (цивилизационных) регионов. Несколько более дифференцированная основывается на выделении западного (христианского), китайско-конфуцианского, индо-буддийского и арабо-мусульманского культурных (цивилизационных) регионов. Американский политолог С. Хантингтон предложил выделять восемь подобных регионов: западный (христианско-католический), славянско-православный, исламский, конфуцианский, индуистский, японский, латиноамериканский и африканский – первые шесть по религиозному, апоследние два по географическому признаку. Культурно-историческое районирование, официально применяемое ООН (ЮНЕСКО), семичленное, при котором в качестве главных регионов рассматривают европейский, арабо-мусульманский, индийский, дальневосточный, тропическо-африканский, североамериканский и латиноамериканский.

Несколько более дробное районирование предложил видный отечественный экономико-географ В. В. Вольский, выделивший в современном мире 12 цивилизационных макрорегионов (рис. 45). Эти макрорегионы, по В. В. Вольскому, обладают как чертами сходства, так и чертами различия.


Рис. 45. Цивилизационные регионы мира (по В. В. Вольскому)

Например, регионы Западной Европы, Восточной Азии и Российско-Евразийский, по его мнению, в основном «варились» в собственных региональных «котлах». Североамериканский и Австралийский регионы – преимущественно переселенческие, «отпочковавшиеся» от Западной Европы и ставшие в значительной (Северная Америка) или в очень большой степени (Австралия) разновидностями и продуктами британской цивилизации. Регион Латинской Америки сформировался в результате сложного и неравномерного сплава нескольких культур – традиционных индейских, европейских, африканских, современных североамериканских. Два азиатских региона – Южная и Юго-Восточная Азия – продолжают развивать свою самобытность, проистекающую от мощных древних очагов. Средний Восток и Северная Африка – регион зарождения и абсолютного господства мусульманства, сформировавшийся в основном благодаря внутрирегиональным процессам. А Африка южнее Сахары – это самый бедный и отсталый регион мира, наиболее опустошенный колониализмом на протяжении последних пяти веков. В качестве отдельного макрорегиона В. В. Вольский выделяет и недавно сформировавшуюся в этом качестве Центрально-Восточную Европу.

Примером еще более дробного культурно-цивилизационного районирования может служить районирование, которое предложил английский историк и социолог Арнольд Тойнби. Он выдвинул теорию сменяющих друг друга локальных цивилизаций, проходящих последовательные стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Всего А. Тойнби выделил 21 развившуюся цивилизацию, среди которых западная, византийская, русская, китайская, арабская, индийская, мексиканская и некоторые другие. Кроме того, он обозначил еще четыре цивилизации, которые, по его мнению, остановились в своем развитии, и пять «мертворожденных» цивилизаций.

Но самую дифференцированную сетку культурно-цивилизационного районирования предложил в начале 1990-х гг. географ В. Р. Л. Крищюнас. Он выделил 13 так называемых цивилизационных миров, подразделяющихся на 38 геоисторических районов . При этом к разряду цивилизационных миров он отнес: 1) Южную Азию; 2) Индокитай и островную Азию; 3) Восточную Азию; 4) Центральную Азию; 5) Средний Восток и Кавказ; 6) Ближний Восток и Северную Африку; 7) Переднюю Азию и Балканы; 8) Восточную Европу; 9) Западную Европу; 10) Дальний Восток Евразии; 11) Латинскую Америку; 12) Англо-Саксонскую Америку; 13) Африку к югу от Сахары.

В отечественной учебной литературе к выделению культурных регионов мира прибегают довольно редко, предпочитая обычное его членение на части света, материки, природные и экономические регионы и субрегионы. Но в западной учебной литературе выделение культурных регионов является общепризнанным. Во всех страноведческих учебниках географии мир подразделяется именно на такие регионы, хотя сами их сетки авторы конструируют в значительной мере по-разному. Тем не менее фактически всегда или почти всегда выделяют Англо-Америку, Латинскую Америку, Африку к югу от Сахары, а Северную Африку объединяют в один культурный регион с Юго-Западной Азией. Но в районировании Европы и остальной Азии разночтений остается еще много. В качестве конкретного примера выделения культурных регионов можно привести картосхему, опубликованную в одном из многочисленных страноведческих учебников США под заголовком «География мира» (рис. 46).

Вопрос о границах российского культурного региона и в отечественных источниках остается одним из самых сложных. Так, в районировании В. В. Вольского выделен Российско-Евроазиатский макрорегион в границах бывшего СССР. В.-Р. Л. Крищюнас подразделил цивилизационный мир России на три геоисторических региона. Р. Ф. Туровский ввел понятие российского культурного пространства, черты которого проявляются от Балтийского моря до Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до Черного моря, Кавказа, тюркских и монгольских степей. На границе между российским и европейским культурными пространствами находятся, по Р. Ф. Туровскому, переходные пространства. Можно добавить, что культурно-историческое районирование России во многом зависит от приверженности того или иного автора к евразийской или «западной» геополитической концепции.

Многие процессы региональной дифференциации Западной Европы в этнокультурной и политико-административной сферах являются следствием формирования в далеком прошлом локальных культурно-исторических очагов, далеко не всегда совпадающих с границами нынешних политико-административных образований: областей, провинций, земель. Упомянем лишь некоторые из них (в Великобритании, Франции, Германии, Испании и Италии), сьправших и продолжающих играть заметную роль в региональной стратификации западноевропейских обществ.

В Великобритании к числу подобных очагов следует отнести, прежде всего, Шотландию и Уэльс. Шотландия - культурно-историческая провинция, обладающая, пожалуй, наиболее ярко выраженной идентичностью. Заселенная потомками кельтов (древних гэлов), она вплоть до начала

XVIII в. оставалась самостоятельным государством и долго оказывала сопротивление английским завоевателям. Лишь в 1707 г. Шотландия стала составной частью единого британского государства.

Несмотря на почти полную утрату родного (гэльского) языка, у шотландцев (в первую очередь - у интеллигенции) сохранилось чувство национального самосознания, некоторые своеобразные черты культуры. (Еще в конце XX в. среди населения северо-западной части Северного Шотландского нагорья и прилегающих островов можно было встретить жителей, говорящих па гэльском языке, весьма близком к ирландскому, - вплоть до XVIII в. у ирландцев и шотландцев был общий литературный язык.) Их нередко называют хайлэндерами в отличие от лоулэндеров, проживающих на низменности. Национальные организации Шотландии (равно как Северной Ирландии) настойчиво поднимают вопрос, как минимум, о федеративном устройстве Великобритании, как максимум - о полном отделении.

Уэльс в административном отношении составляет одно целое с Англией, что, вероятно, связано с его ранним завоеванием (еще в 1284 г.!). Однако это одна из древних исторических областей Великобритании, населенная народом кельтской языковой группы - уэльсцами , или валлийцами , и сохраняющая определенную специфику. Несмотря на длительную англизацию, многие уэльсцы сохранили национальное самосознание, своеобразную культуру, традиции и отчасти родной язык. Угасание последнего происходит достаточно интенсивно: говорящих только по-валлийски практически не осталось, а умеющих говорить на родном языке во всей Великобритании насчитывается несколько сот тысяч человек (в основном среди сельского населения - главного хранителя старых традиций).

Во Франции к числу заметно отличающихся друг от друга культурноисторических очагов относят Лотарингию, Эльзас, Бретань, Корсику, Бургундию, Провансаль, Лангедок и др. Около 20 «преднародов» Франции успели до своего слияния пройти долгий и самобытный путь развития. И сегодня большинство эльзасцев говорит на немецком языке, небольшая группа южан на провансальском, часть населения полуострова Бретань на бретонском, жители у подножия Пиренеев на баскском.

Пожалуй, наиболее остро ощущают свою идентичность жители Бретани. Даже в конце XX в. время от времени здесь происходят демонстрации бретонских националистов, выступающих с лозунгами автономии Бретани или его полного отделения от Франции. В связи с этим приведем красноречивую мысль В. Гюго «Бретань - старая мятежница. Всякий раз, когда она восставала в течение двух тысячелетий, она была права... Боролась ли она с революцией или с монархией, с уполномоченными делегатами или герцогами и пэрами... это была все та же бретонская война - война местного духа с центральным» .

Лотарингия - историческая область восточной Франции, на границе с Германией. (Ее название происходит от имени императора Лотаря II, взошедшего на престол в 855 г.) Нынешняя «административная» Лотарингия не представляет собой органического единства (ее западная часть по своей природе и экономике близка к Шампани, а южная (привогезская) имеет больше общего с соседней горной частью Эльзаса, чем с северной Лотарингией и т.д.).

Эльзас в географическом отношении более компактная и более отчетливо очерченная область, чем Лотарингия - это левобережная часть Верхне-Рейнской низменности и восточный склон Вогезов с их предгорьями. Более ярко выражены и культурно-этнические особенности эльзасцев (что во многом связано с германским влиянием).

Как известно, крупным недостатком «добисмарковской» Германии (именно Бисмарк «кровью и железом» объединил страну) была политическая неорганизованность. В течение нескольких столетий эта страна была раздроблена на огромное количество владений различных категорий: княжества, графства, герцогства, епископства, вольные города, которые территориально переплетались в самой причудливой чересполосице. Многие земли нынешней Германии сохранили свое оригинальное «лицо»: культуру, уклад жизни, хозяйственную специфику. Из нынешних 16 земель Германии: Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург - Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Северный Рейн-Вестфалия, Саар, Саксония, Саксония- Анхальт, Тюрингия и Шлезвиг-Гольштейн (рис. 13), пожалуй, наиболее глубокую индивидуальность сохранила Бавария. Хотя есть и иные мнения (историческая земля Саксония-Анхальт, начиная с 1919 г. и до конца Веймарской республики, когда нацисты утвердили свою власть, вообще оставалась самостоятельным государственным образованием).

Бавария - историческая земля на юге страны, давшая начало одноименному королевству еще в начале II тысячелетия. Культурной специфике земли способствовало то обстоятельство, что на юге Бавария «упирается» в Альпы, на северо-востоке - в Богемский лес. Несмотря на то что баварский Нюрнберг, расположенный на скрещении путей, ведущих из Германии в Италию, из прирейнских стран в страны Дунайского бассейна, еще в XIII в. стал крупным торговым и ремесленным центром (Мюнхен, столица земли, более молодой город), Бавария долго сохраняла старозаветный сельскохозяйственный уклад. Своеобразным подтверждением заметной роли Баварии в развитии процессов регионализма в Германии может служить как факт провозглашения в 1919 г. Баварской Советской Республики (с установлением режима пролетарской диктатуры), так и роль Мюнхена в «триумфальном шествии» идей нацизма.

Весьма колоритны исторические области Испании". Страна Басков, Андалузия, Арагон, Астурия, Валенсия, Галисия, Кастилия, Каталония, Наварра, Эстремадура и др. Очертания многих из них, естественно, не совпадают с границами нынешних административных провинций, что также нередко стимулирует процессы регионализма. В самые критические моменты жизни Испании отдельные области (Каталония, Арагон, Андалузия, Валенсия и др.) вдруг отказывались поддерживать кастильскую династию, требуя независимости .

Территория басков вообще разделена между Испанией и Францией. В Испании баски населяют районы: Бискайя, Гипускоа, Алава и часть провинции Наварра с городами: Бильбао, Сан-Себастиано, Виториа. Во Франции басками населены районы: Лабур, Лабурдан, Сула, с главным центром - Байони. Баски (как и каталонцы) упорно отстаивают свои права на самостоятельность, что связано с высоким уровнем национального самосознания. Они позже других народов лишены были Кастилией независимости и даже в XIX в. были еще отгорожены от остальной Испании особой таможней.

Каталония расположена в северо-восточной части нынешней Испании (на границе с Францией). Однако одно дело - Каталония в своих нынешних официальных границах, другое мнение самих каталонцев о себе. Они считают Каталонией все провинции или их части, население которых говорит на каталонском языке. (Интересно, что кроме «административно оформленной» Каталонии, к ней они относят каталонскую зону Арагона, каталонскую зону старого королевства Валенсии, Балеарские острова и даже Андорру). Каталонцы, как известно, имеют традиции собственной государственности. (Уже в Новейшее время, в 1931 г. в Барселоне было объявлено о создании независимой Каталонии, которая наряду с Испанией и Португалией должна была войти в федерацию всех республик Иберийского полуострова.)

Время от времени импульсы регионального сепаратизма и «автоно- мизма» исходят также из Галисии (где многие крестьяне по-прежнему говорят на галисийском, близком к португальскому языку), Андалузии , Валенсии, Арагона и других исторических областей Испании.

Ярко выраженной индивидуальностью отличаются и культурно-исторические области Италии. Это единственная страна «большой семерки», где контрасты в социальной сфере между отдельными областями приобрели столь угрожающие масштабы, что появилось движение за отделение «богатого Севера» от «бедного Юга». Границу между Севером и Югом проводят по-разному: одни считают, что Юг страны начинается за Флоренцией; для других эта граница проходит за Римом; для третьих она тянется за Неаполем. В официальных справочниках в графе «Юг» перечисляются три области: Апулия (включающая в себя весь «каблук» итальянского «сапога», в том числе «шпору»), Калабрия («носок») и Базиликата, расположенная между двумя первыми. Очень часто к этим провинциям прибавляют область Кампанию (центр - Неаполь), а также Сицилию и Сардинию.

Рис. 13.

I - Шлезвиг-Гольштейн; II - Мекленбург - Передняя Померания; III - Бранденбург; IV - Саксония-Анхальт (1 - Дессау; 2 - Галле);

V - Саксония; VI - Тюрингия; VII - Бавария (1 - Нижняя Франкония; 2 - Верхняя Франкония; 3 - Средняя Франкония;

  • 4 - Верхний Пфальц; 5 - Нижняя Бавария; 6 - Верхняя Бавария;
  • 7 - Швабия); VIII - Баден-Вюртемберг (1 - Штутгарт; 2 - Карлсруэ; 3 - Тюбинген; 4 - Фрайбург); IX - Саарланд; X - Рейнланд-Пфальц (1 - Трир; 2 - Кобленц; 3 - Ренгессен-Пфальц); XI - Гессен (1 - Кассель; 2 - Гисен; 3 - Дармштадт);

XII - Северный Рейн-Вестфалия (1 - Дюссельдорф; 2 - Мюнстер;

3 - Детмольд; 4 - Арнсберг; 5 - Кельн); XIII - Нижняя Саксония (1 - Везер-Эмс; 2 - Люнебург; 3 - Ганновер; 4 - Брауншвейг); XIV - Гамбург; XV - Берлин; XVI - Бремен

Сепаратизм и автономизм исходит из преуспевающих северных областей: Ломбардии , Пьемонта , Лигурии («индустриальный треугольник»), Тосканы и др. Жизненный уклад, благосостояние, исторические традиции жителей этих областей слишком рознятся от таковых на отстающих в развитии Сицилии и Сардинии (последнюю, разграбив и опустошив, римляне в свое время превратили в место ссылки и изгнания чиновников Итальянского королевства).

  • Стоит привести очень ценные, хотя, возможно, и несколько субъективные, словаодного из героев В. Гюго: «Гений Франции соединяет в себе гениальные черты всего Европейского континента, и каждая французская провинция представляла собой одну из этихевропейских добродетелей. Немецкая прямота процветала в Пикардии; широкая натурашведов проявляла себя в Шампани; голландскую трудоспособность можно было встретитьв Бургундии, деятельную энергию Польши - в Лангедоке, испанскую гордость - в Гаскони,острый итальянский ум - в Провансе, греческую изворотливость - в Нормандии, швейцарскую честность - в Дофинэ». Не будем ни спорить, ни соглашаться с романистом - важно,что он как бы подтверждает реальность различий.
  • Гюго В. Девяносто третий год. М.: Азбука-классика, 2010.
  • В Андалузии в старое время на дверях церкви Св. Магдалины в Севилье красовалсявызывающий лозунг: «Que se la da a SevillaSer mas de Portugal que de Castilia?» (не все ли равно Севилье быть под Португалией или под Кастилией?).

Культура как система ценностей и норм данного этноса всегда привязана к определённому месту в пространстве, к территории, освоенной и преобразованной деятельностью многих поколений.

Выделение культурных районов мира - сложная исследовательская задача, которую можно решать по-разному в зависимости от целей исследования и принципов (критериев), положенных в её основу. Но есть общее, что сближает разные подходы, - это стремление к целостному видению мира.

Этнографическая концепция хозяйственно-культурного районирования мира . Этнография - наука, занимающаяся изучением сходства и различий в образе жизни народов, навыков хозяйственного использования природных ресурсов.

Этническое многообразие народов мира сводится к выделению хозяйственно-культурных типов - исторически сложившихся комплексов хозяйства и культуры, типичных для народов, различных по происхождению, но обитающих в сходных географических условиях и находящихся на одинаковом уровне социально-экономического развития. Таким образом, один и тот же хозяйственно-культурный тип, как утверждают этнографы, может быть присущ различным народам.

Процесс расселения и освоения человечеством новых ландшафтов сопровождался формированием различных хозяйственно-культурных типов, которые возникали в процессе исторического взаимодействия общества с географической средой.

Рис. 194. Удачная охота - залог выживания в суровых условиях провинции Ириан-Джайая (Индонезия)

Рис 195. Капоэйра - боевое искусство и танец, сложившийся из культур Африки и Латинской Америки (г. Рио-де-Жанейро, Бразилия)

Промышленная революция деформировала и даже разрушила сложившиеся хозяйственно-культурные типы, но многие из них и сейчас продолжают существовать в неизменном виде.

Таким образом, особенности материальной культуры как средства приспособления к существующим ландшафтам и духовной культуры предопределяются географической средой.

Историко-культурные районы мира . Первое упоминание об историко-культурных областях мира связано с именем Геродота, который выделил две области: эллинские полисы Европы и страны Ближнего и Среднего Востока, где в то время господствовала династия древнеперсидских царей. По мере накопления знаний об окружающем мире к историко-культурным областям была добавлена Эфиопия и Скифия.

В XIX в. наиболее известным учёным культурно-исторической школы был немецкий географ Фридрих Ратцель, а в XX в. - А.Тойнби. Главная посылка культурно-исторической школы: каждая культурная область имеет свой путь развития, поэтому нельзя говорить об «отсталости» каких-либо (неевропейских) народов. Геоисторические регионы - это «действующие лица» истории, они играют особую роль на каждом из этапов истории, формируя особые цивилизационные миры. Границы и состав цивилизационных миров непостоянны, они изменяются в ходе исторического развития.

Границы культурных районов мира определились на ранних стадиях формирования цивилизаций. Они, по сути, являются физико-географическими границами, именно в них происходило формирование культурных этносов. Невзирая на переселения народов, распространение религий и философских учений, хозяйственное освоение территорий и колонизацию, эти границы остаются стабильными (рис. 196).

Рис. 196. Хозяйственно-культурные типы на начало XX в. (по Б. В. Андрианову)

К числу историко-культурных областей в Старом Свете были отнесены:

    - Ближний Восток, или Левант, - исламская культурная область, захватывающая значительную часть Азии и Северную Африку;
  • Европейская область;
  • Индийская область;
  • Китайская (или Восточно-Азиатская) область;
  • Индокитайская область;
  • островная субкультурная область Тихого океана;
  • Евразийские степи.

К числу историко-культурных областей в Новом Свете были отнесены:

  • Африка к югу от Сахары (Мезоафриканская и Юго-Африканская культурные области);
  • циркумполярная область с рудиментарными этносами.

В Америке выделяются Англо-Саксонская и Латиноамериканская культурные области.

Жан Жак Элизе Реклю

Рис. 198. Цивилизационные миры и геоисторические регионы

Южная Азия: 1. Северо-Запад - имперское ядро и ворота в мир номадов. 2. Центральная зона синтеза - колыбель «классической» цивилизации. 3. «Экстравертные» периферии Юга и Востока.

Индокитай и островная Азия: 4. Полуостровной Индокитай - общая периферия «миров за стенами». 5. Островной, или «малайский», Индокитай - сверхвосприимчивая окраина Старого Света. 6. Япония и Корея.

Восточная Азия: 7. Бассейн Хуанхэ - имперское ядро и зона смычки с миром номадов. 8. Бассейн Янцзы -зона культурного синтеза и «классической» цивилизации. 9. Тропический Юг - «экстравертная» периферия.

Центральная Азия: 10. Тибет. 11. Монголия. 12. Китайский Туркестан. 13. Внутренняя периферия Азии - степной коридор Казахстана.

Средний Восток и Кавказ: 14. Средняя Азия - восточный перекрёсток на пороге «миров за стенами». 15. Внутреннее ядро иранского мира - цитадель созидания культуры. 16. Кавказ - западный перекрёсток народов на пороге ближневосточного узла.

Ближний Восток и Северная Африка: 17а. Благодатный Полумесяц: колыбель мировых религий. 176. Аравийское «подбрюшье» Полумесяца. 18. Египет и нильская ось законсервированных культур. 19. Маг-риб - стык и периферия двух миров.

i>Передняя Азия и Балканы: 20. Малая Азия - этнокультурный «тигель» азиатского моста в Европу. 21. Балканы - смешанное наследие европейского моста в Азию.

Россия: 22. Россия - периферийный «север» Евразии. 23а. Россия в Азии - культурный синтез в зоне старой колонизации. 236. Новороссия.

Восточная Европа: 24. Восточноевропейский буферный пояс: имперское соперничество на окраине Западной Европы.

Западная Европа: 25. Средиземноморский Юг - отпечаток античности. 26. Центр - зона культурного синтеза и средневекового расцвета. 27. «Протестантский» Север - колыбель буржуазной цивилизации.

Дальний Восток Евразии: 28. Зона фронтиера колонизации на бывшем фланге кочевого пояса: а) Русский; б) Китайский; в) Японский.

Латинская Америка: 29. Америка доколумбовых цивилизаций - евроиндейский культурный сплав: а) Мексиканский сектор; б) Андский. 30. Латинская Америка вне орбиты автохтонных цивилизаций -евро-негритянский сплав: а) Карибский сектор; б) Бразильский. 31. «Девиант-ная» Латинская Америка в умеренном поясе поздней колонизации

Англо-Саксонская Америка: 32. Североамериканский плавильный тигель: а) область «присадки» от Европы, смотревшей в будущее; б) область «присадки» от Европы уходившей; в) зона недавнего фронтиера. 33. Последний фронтиер Европы -Австралия и Новая Зеландия.

Африка к югу от Сахары: 34. Южная Африка - столкновение европейской и африканской культур. 35. Африка тропических лесов -локальные мирки, разделённые лесными дебрями. 36. Африканские «берега», опалённые инокультурным воздействием: а, б) исламизованные районы; в) фланг евроколонизации.

Разбросанный мир Океании: 37. Редконаселённые убежища сминаемых внешним воздействием традиционных культур малых народов.

Карьера. Этнография

    Этнография (от греч. Ethnos - племя, народ) - наука, изучающая происхождение этносов, традиции материальной и духовной культуры, исторические взаимоотношения между этносами. Долгое время этнография развивалась как часть географии.

    Что делают этнографы? Выезжают в экспедиции, составляют подробные карты расселения этносов, распространения элементов материальной культуры (языков, определённых хозяйственных навыков), анализируют полученные материалы, прогнозируют этнополитические процессы.

    Где работают этнографы? В Институте этнографии Академии наук, в музеях (Музей антропологии и этнографии (г. Санкт-Петербург), в краеведческих музеях), в аналитических центрах органов государственного управления.

Рис. 199. Женщина в национальной одежде (Марокко)

В каждом конкретном исследовании можно подразделить территории на основе наиболее значимых элементов культуры. Так, каждую из областей можно подвергнуть более дробному членению на основе социальной организации, материальной культуры, языка, религии. При описании более мелких культурных общностей некоторые элементы культуры оказываются более значимыми. Так, в Африке культурный микрорегион племён банту можно выделить на основе характерного набора орудий труда и производственных навыков - занятия преимущественно земледелием, на основе характера поселений и по языковому признаку - как совокупность близкородственных языков.

На каждом последующем этапе районирования исследуемый культурный микрорегион становится всё меньше, ареал сужается. Основная задача состоит в том, чтобы, изучая местные особенности культуры, не упустить общую картину культурных районов мира.

Основные идеи раздела

  • Материальная и духовная культура человечества представляет собой сложное и всеобъемлющее явление; различия в культуре предопределяют особенности культурной и экономической жизни регионов, стран, народов.
  • Главными носителями культуры являются этносы - устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя другим. Этносы возникают в специфических географических условиях - на стыке двух и более ландшафтов и проходят ряд закономерных фаз развития.
  • Языки являются важнейшим связующим звеном культуры. Их формирование и распространение связано с географическими факторами. Языки объединяются в языковые семьи и группы; самой распространённой считается индоевропейская языковая семья. Религии распространены в чётко локализованных ареалах и оказывают влияние на социально-политическую жизнь, на психологию, правовое сознание и поведение, на использование ресурсов и восприимчивость к инновациям.
  • Основными концепциями, объясняющими культурные районы мира, являются этнографическая концепция хозяйственно-культурных типов, историко-культурное районирование и выделение геоисторических регионов.

Вопросы для повторения

  1. Каковы основные задачи географии культуры?
  2. Какие элементы культуры можно выделить и в чём их смысл?
  3. Раскройте содержание понятия «этносы как носители культуры».
  4. Где и почему возникают новые этносы?
  5. Какие стадии этногенеза выделял Л. Н. Гумилёв?
  6. Каковы причины возникновения территориальных различий в языках?
  7. Что такое государственный язык?
  8. Какие языки считаются рабочими языками ООН?
  9. Какие языковые семьи вы знаете?
  10. Какая языковая семья является самой многочисленной по числу входящих в неё языков и говорящих на них людей?
  11. Какие примеры языков-изолятов вы можете привести?
  12. Какие религии являются наиболее древними? Существуют ли они сейчас и где проживают их последователи?
  13. Какие главные национальные религии вы знаете? Каково их влияние на особенности хозяйства и культуры народов, политику государств?
  14. Каковы современные ареалы распространения традиционных верований?
  15. Какие религии преобладают в Восточной Азии? Каково их влияние на особенности хозяйства и культуры народов?
  16. Какие мировые религии вы знаете? Каковы основные районы их распространения? Кратко охарактеризуйте их влияние на хозяйственно-культурную и политическую жизнь.
  17. Сравните основные концепции культурного районирования.
  18. Какие историко-культурные районы мира вы знаете? Какими учёными и на основании каких принципов они выделены?

Термины

  • Атеизм
  • Билингвизм
  • Геоисторические регионы
  • Государственный язык
  • Зоны пассионарных толчков
  • Историко-культурные области мира
  • Местные традиционные верования (анимизм, фетишизм, тотемизм)
  • Мировые религии (христианство, ислам, иудаизм)
  • Пассионарии
  • Рабочие языки ООН
  • Хозяйственно-культурные типы
  • Элементы культуры (артефакты, ментифакты, социофакты)
  • Этногенез Этносы
  • Языковые семьи и группы