Меню
Бесплатно
Главная  /  Народные способы лечения  /  Основные виды текста (монолог, диалог, полилог) и их текстовые маркёры. Интегрированный урок-полилог «От художественной детали к художественному образу

Основные виды текста (монолог, диалог, полилог) и их текстовые маркёры. Интегрированный урок-полилог «От художественной детали к художественному образу

Полилог – разговор между несколькими лицами. Полилог не противопоставляется диалогу. Главное для обоих понятий – чередование говорящих (больше двух) не изменяет этого принципа.

Полилог - форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько человек. Например, семейная беседа или застолье, групповое обсуждение какой-либо темы (политическое событие, спектакль, литературное произведение, спорт и т. д). Общие черты диалога: связанность реплик, содержательная и конструктивная, спонтанность и другие – ярко проявляются и в полилоге. Однако формальная и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна: она колеблется от активного участия говорящих в общей беседе до безучастности (например, молчание) некоторых из них.

Широко используется полилог в художественной литературе, театре, кино. Это, прежде всего, массовые сцены, позволяющие представить масштабные события, показать народ не как безликую массу, толпу, а как собрание характеров, типов. Многоголосие полилога позволяет решать эти сложные художественные задачи.

Диалогические единства и полилоги в дискуссиях часто бывают многочленными, состоят из нескольких реплик. Средством связи могут быть:

лексический повтор : - Что он скажет сегодня?

–То же самое скажу: мало информации.

Можно я скажу?

синонимический повтор : - Вы хотели сказать «тем не менее».

– Я собиралась сказать «и все – таки».

одинаковое начало предложений : - И тем не менее…

- «И тем не менее?»

Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой. Они имеют следующие характерные особенности:


  • быстрота реагирования на высказывания партнеров;

  • критическая оценка мнений, предложений и возражений партнеров;

  • аналитический подход к учету и оценке всех факторов проблемы;

  • ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате разбора других точек зрения по данной проблеме;

  • ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.
Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон.

Схема переговоров

1) Приветствие и введение в проблематику;

2) характеристика проблемы и предложение о ходе переговоров;

3) изложение позиций;

4) обмен мнениями;

5) решение проблемы;

6) завершение.

Интервью - представляет собой диалог, публичную беседу двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, искусства, спорта.

Этому жанру свойственна документальность (невыдуманные имена и фамилии), достоверность обстановки (в доме, на рабочем месте, на отдыхе и т.д.).

Характер, содержание бесед не похожи друг на друга. Но все они о людях нашего времени, о самом главном и важном в жизни каждого из них.

Среди различных интервью выделяется интервью – мнение. Это развернутый комментарий к факту, событию, проблеме беседы или необходимые сведения о собеседнике. Затем идет запись беседы.

Интервью может быть взято по любому важному вопросу, на любую тему, интересующую вас, коллектив, общество.

Задание 10 . Составьте полилог, отражающий эпизод из вашей практики в школе. Включите в него риторические вопросы. Воспроизведите полилог-сценку с товарищами по группе.

Задание 11 . Проведите дискуссию на тему: «Что даёт нам изучение русского языка?»

Вопросы для обсуждения:

А) Роль русского языка в суверенном Узбекистане.

Б) Статус русского языка.

В) Роль русского языка в едином экономическом пространстве.

Задание 12 . Прочитайте текст. Проведите полилог - дискуссию с товарищами по группе.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру, политическое и государственное устройство. Все это не может не оказывать влияния на процесс ведения деловых переговоров представителей разных стран друг с другом.

Американский стиль

По мнению ряда авторов, американцы оказали значительное влияние на стиль ведения переговоров во всем мире. Они полны оптимизма, энергии, открыто проявляют дружелюбие, ценят шутку, умеют создать на переговорах не слишком официальную атмосферу. И в то же время проявляют эгоцентризм: мерят партнера, как говорится, на свой аршин. В результате возможно возникновение непонимания между участниками переговоров.

В целом же, американский стиль характеризуется достаточным профессионализмом. Редко в делегации США можно встретить человека, не компетентного в вопросах, по которым ведутся переговоры. Американцы настойчивы в достижении своих целей, любят «торговаться». Склонны отдавать предпочтение «пакетным» решениям, то есть решениям, увязанным воедино.

Французский стиль

Французы большое внимание уделяют предварительным договорам и поэтому предпочитают задолго до встречи обсудить те или иные вопросы. По сравнению с американцами представители французской стороны менее свободны и самостоятельны в принятии окончательных решений, при всей своей компетентности.

В своей аргументации французы традиционно ориентируются на логические доказательства и исходят «из общих принципов». Они достаточно жестко ведут переговоры и, как правило, не имеют «запасной» позиции. Часто на переговорах представители французской делегации выбирают конфронтационный тип взаимодействия, при этом избегая обсуждения официальных вопросов «один на один». На самих переговорах французы очень стремятся к тому, чтобы сохранить свою независимость.

Немаловажно, что они предпочитают использовать французский язык в качестве официально языка переговоров.

Китайский стиль

Он отличается следующими особенностями. Обычно окончательные решения принимаются китайской стороной не за столом переговоров с партнером, а дома. Одобрение достигнутых договоренностей со стороны центра практически обязательно. В составе китайской делегации, как правило, много экспертов: например, эксперт по финансовым вопросам, эксперт по техническим вопросам т.п. В результате численность делегации часто бывает велика.

Китайцы ведут переговоры, скрупулёзно разграничивая отдельные этапы: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение, а также заключительный этап. На начальной стадии серьёзное внимание уделяется внешнему виду партнеров, манере их поведения. На основе этих данных делаются попытки определить статус каждого из участников переговоров. В дальнейшем члены китайской делегации ориентируются на людей с более высоким статусом, как официальным, так и неофициальным. Кроме того, в делегации партнера они выделяют людей, которые выражают симпатии китайской стороне. Именно через них китайцы впоследствии стараются оказать влияние на позицию партнера. «Дух дружбы» на переговорах для китайцев имеет большое значение.

Обычно китайская сторона ведет дело так, что партнер вынужден бывает первым «открыть карты», а именно высказать свою точку зрения, прежде чем это сделает китайская сторона. Мастерски используя ошибки партнера, китайцы умеют в последний момент внести неожиданные предложения, предполагающие новые уступки партнера.

Японский стиль

Давая рекомендации по ведению переговоров с японцами, американский исследователь М. Блейкер отмечает, что если японцы встречаются с ярко выраженной уступкой, они вероятнее всего отвечают тем же. Зато угрозы дают обратный эффект. Между тем, японская сторона сама не прочь пригрозить партнеру, в особенности, если чувствует его слабость.

Японцы очень чутко относятся к индивидуальности партнера, очень внимательно слушают, кивая в такт головой. Очень не любят формальностей и многосторонние переговоры. Японцев очень трудно бывает переубедить, склонить пересмотреть свою позицию либо тактику ведения переговоров. При такой «несгибаемости» японцы все же чувствительны к общественному мнению.

Немцы, как и во всем остальном, любят ясность и порядок. Они не вступят в переговоры, результат которых не виден со всей очевидностью. Они очень тщательно прорабатывают свою позицию и на самих переговорах следят за чёткой последовательностью при обсуждении всех вопросов.

Англичане, в отличие от немцев, в меньшей степени уделяют внимание подготовительному этапу. Они стремятся перейти к решению в ходе самих переговоров, когда прояснится позиция противоположной стороны. При этом англичане очень гибки и охотно отвечают на инициативу партнера.

Для арабов очень важно установить доверительные отношения с партнёром. Они также предпочитают заранее досконально подготовить все вопросы.

ВИДЫ ТЕКСТОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ

АННОТАЦИЯ

Аннотация – это краткая характеристика научного или художественного произведения, в виде перечня главнейших вопросов.

Текст аннотации распадается на две части: в первой содержится ответ на вопрос «о чём?», во второй – «кому?». Особое внимание уделяется указанию на точные выходные данные. Если это книга – указать автора (инициалы после фамилии), название, место издания, издательство, год издания, количество страниц, цену, тираж.

Расположение всех этих данных на листе подчинено установленным правилам.

Прочитайте и запишите выражения, которые часто употребляются при составлении аннотации.

1) текст, статья (название) посвящён (-ена) …; в тексте, статье, книге (название) ставятся (рассматриваются) вопросы …; автор обращается к вопросу…;

2) таким образом, приходим к выводу; делать вывод; вывод сделан; в статье аргументируются; приводятся аргументы; доказывается важность вопроса о …; в работе представлен анализ …;

3) статья, текст, книга (название) представляет интерес для …; может быть использована в… .

Образец аннотации

АННОТАЦИЯ

На книгу «Русский язык». Практический курс под ред. И. Р. Мирзаевой, Э. М. Гуртуевой, Т. А. Яцюк. Ташкент, «Укитувчи» – 1993 г.

Предлагаемая книга представляет собой пособие по русскому языку для студентов национальных групп неязыковых вузов Узбекистана.

В книгу включены: грамматический материал, как на русском, так и на узбекском языках, лексические задания для самостоятельной работы под руководством преподавателя, тренировочные упражнения.

Особое место авторы книги отводят вопросам, способствующим развитию учебной деятельности студентов на русском языке. Книга рассчитана на ту категорию студентов, которые обучаются в вузах без отрыва от производства, т.е. заочно. Авторы надеются, что она поможет юношам и девушкам самостоятельно овладеть русским языком настолько, чтобы пользоваться им в повседневной жизни.

Формы выражения непонимания, размышления, убеждения; выстраивания логической цепочки событий; формы выражения предположения, намерения, решения


Характер ситуации общения

Речевые образцы

(формулы речевого поведения)


Непонимание

- Извините, мне непонятна ваша точка зрения.

Простите, не могли бы вы разъяснить это поподробнее.

Мне не понятно …

Мне неясно …

Пожалуйста, говорите пояснее.


Размышление

- Над этим стоит подумать.

Я думаю, это нужно обдумать.

Я считаю…

Мне кажется, лучше поступить по-другому.

Наверное, надо поискать другие пути решения этой проблемы.


Убеждение

- Вы должны над этим серьёзно поработать.

Я хочу привести вам определённые доводы.

Поймите, это совсем не то, что вы думаете.

Вы должны поступить по-другому.


Выстраивание логической цепочки событий

-Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих …

Сначала … Потом (затем) …

Следовательно (Из этого нужно сделать следующий вывод)…

В результате чего …


Предположение

- Я предполагаю, это можно объяснить.

Ваши предположения необоснованны.

Возможно, … - Наверное, …

Вполне возможно, что это так.


Намерение

- Мы собираемся отправиться на экскурсию.

Я хотел бы выступить на этой конференции.

Я намереваюсь… - Я планирую …


Решение

- Я принял твёрдое решение не возвращаться к этой теме.

Мы решили поехать в горы.

Будет так, как я решил.

По решению комиссии …

Правописание НЕ с частями речи

НЕ является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление.

Например: Это не правда, а ложь. Это не правда (а что?).

НЕ пишется с существительными слитно:

А) если существительное не употребляется без не , например, не ряха, не взгоды, не вежда, не весомость, не верие;

Б) если НЕ служит для образования нового существительного, которое можно заменить близким по смыслу словом или выражением.

Например: не правда (ложь), не дисциплинированность (нарушение дисциплины).

В этом случае не является приставкой.

НЕ является отрицательной частицей и пишется с прилагательными раздельно:


  • если имеется или подразумевается противопоставление, например:
Дом был не высокий, а низкий.

Ответ был не вежливый, а грубый.

Настроение у меня было не хорошее. (а какое?)


  • если при прилагательном употребляются отрицательные частицы далеко не, отнюдь не, вовсе не. Например:
Далеко не вежливый ответ. Отнюдь не хорошее настроение.

  • Если у прилагательного есть зависимые слова с НИ.

Например:

Ни кому не интересная статья. Ни чуть не трудная задача.

НЕ пишется с прилагательными слитно:


  • если прилагательное не употребляется без не.
Например: не ряшливый, не лепый, не разлучный, не победимый;

  • если НЕ служит для образования нового прилагательного, которое можно заменить близким по смыслу словом или выражением. Например: не высокий (низкий), не вежливый (грубый), не компетентный (недостаточно осведомлённый в чём-либо). В этом случае не является приставкой.

  • если при прилагательном имеются слова очень, весьма, крайне, довольно, абсолютно и некоторые другие, усиливающие степень проявления признака.
Например: Это был очень не высокий забор. Это был крайне не вежливый ответ.

НЕ пишется с глаголами раздельно, например:

не читать, не читают, не читал, не был, не мог, не мешай, не мешал бы, не хватает (чего-либо). Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не, например: не навидеть, не взлюбить, не годовать, не здоровиться.

Правописание Ы и И после приставок и Ц

После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо И пишется буква Ы , согласно произношению, например: и грать – сы грать, и скусный – безы скусный, и дейный – безы дейный.

Буква И сохраняется:

А) в словах с приставками меж- и сверх- , например:

межи здательский (договор), сверхи зысканный (вкус);

Б) в словах с иноязычными приставками, например:

дези нформация, контри гра, транси ранский.

Примечание . В сложносокращённых словах после предшествующей согласной буква И сохраняется, например, спорти нвентарь.

Звук Ц только твёрдый. После Ц буква Ы пишется в следующих случаях:

А) в окончаниях слов, например: борцы , улицы , столицы , смуглолицый ) и в суффиксе -ын (сестрицын подарок).

Б) в словах цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках и образованных от них словах, например: цы ганский, цы кнуть, цы плячий.

В остальных случаях после буквы Ц пишется И , например:

Традици я, ци тата, ци нга, ци рюльник.

Правописание частиц

Частицы – это служебные слова, которые придают различные оттенки значения или членам предложения, или всему предложению в целом.

Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся с другими словами раздельно:

Зашёл бы он ко мне . Выполнил в тот же день . Готовы ли вы ?

Частицы –ка, -тка, - с, -де, -то присоединяются к словам посредством дефиса: скажите-ка , ну-тка сходи-ка , слушаю, он-де зайдёт, ботинки-то почистить надо .

Частица –таки пишется через дефис с глаголами (явился-таки , успел-таки ) и в составе слов: всё-таки, так-таки, опять-таки, довольно-таки . В остальных случаях таки пишется раздельно: Он таки узнал. Иван таки уехал .

Задание 13 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы Ы или И .

Крепкие мышц …, длинные ресниц…, ваши сверстниц…, строительство гостиниц…, круглолиц…й юноша, участники демонстрац…и, артисты ц…рка, надвигающийся ц…клон, составить ц…ркуляр, нефтяная ц…стерна, получить компенсац…ю, купить облигац…и, опасная провокац…я, идти на ц…почках, ц…ганский танец, песня ц…ганки, ц…кнуть на шалунов.

Задание 14 . Перепишите, раскрывая скобки. Частицы подчеркните .

1. Поди(ка) ты сюда, присядь(ка) ты со мной. 2.Степан (не) решился (таки) идти прямо в усадьбу. 3. Садись(ка). 4. Вот (с) Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок. 5. Нельзя (ли) пожалеть о ком (ни) будь другом? 6. Уже (ль) мне скоро тридцать лет? 7. Так (таки) брат к тебе и вошёл? 8. Письмецо было вежливое, но всё (таки) решительное и немногословное. 9. Жил (бы) Мазай славно, (не) знал (бы) заботы, как (бы) (не) стали глаза изменять. 10. Его выжили из оркестра после полугодовой беспорядочной службы за (не) радивость в исполнении обязанностей. 11. (Не) счастье, (не) удача привели наших фигуристов на пьедестал почёта, а длительные, упорные тренировки. 12.(Не) друг поддакивает, а друг спорит. 13. К беде (не) опытность ведёт. 14. (Не) правильный, (не) брежный лепет, (не) точный выговор речей по-прежнему сердечный трепет произведут в груди моей. 14. Листья чуть шумели над моей головой. То был (не) весёлый, смеющийся трепет весны, (не) долгий говор лета, (не) робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Военные дела продолжали быть очень (не) утешительными. 15. Работа оказалась отнюдь (не) трудной. 16. Он человек далеко (не) молодой: лет около 45 или более.

Задание15 . Перепишите, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не .

Услышать (не) громкий (…) шёпот, (не) обычное (…) явление, (не) продолжительный (…) перерыв, (не) гладкая (…) поверхность, (не)

Объективный (…) подход к делу, (не) яркое (…) освещение, (не) случайная (…) ошибка, (не) деликатный (…) ответ.

Задание 16 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание Ы и И после приставок.

Под…тожить расходы, небез…нтересное сообщение, из…скать возможности, пред…стория войны, меж…нститутский турнир, сверх…зобретательный человек, без…мянный проезд, удачная контр…гра, распространять дез…нформацию, провести дез..нфекцию, раз…скивать подлинник, культ…нвентарь.

ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

Задание 17 . Выучите стихотворение наизусть.

Узбекистан!

Узбекистан - степной, долинный, горный.

Ты – книга жизни, ты –дастан,

Звучащий, рукотворный.

Весной цветеньем обуян

И многоцветный в осень,

Раскрытый щедро дастархан,

Что мы гостям подносим.

Узбекистан!

Узбекистан - упорный, добрый, сильный.

Ты - богатырь Фархад, Рустам,

Прошедший сквозь пустыни.

Исполнены твои следы волшебного сиянья:

В песках взращённые сады и голубые зданья!

Узбекистан!

Узбекистан - сегодняшний, грядущий,

Людского счастья караван, в пути не устающий.

Сады, травинки и ручьи, и города, и реки,

И люди, гордые твои, в моей судьбе – навеки.

Раим Фархади

Задание 18 . Прочитайте стихотворения о своей Родине, о родном крае.

СТРАНА РОДНАЯ

Бескрайни, точно небеса,

Твои поля, твои леса,

Цветёшь ты, как весенний сад,

Страна родная!

Вперёд сыны твои идут,

Ряды друзей твоих растут,

Тебя прекрасней сделал труд,

Страна родная!

Врагам опять нужна война,

А ты спокойна и сильна,

И делу мира ты верна,

Страна родная!

Кудрат Хикмат

ДЕНЬ РОДИНЫ

Велико же наше счастье:

Мы живём с тобой в стране,

Где народ стоит у власти,

Преграждая путь войне.

Сергей Михалков

************************************************

Я ЖИВУ В УЗБЕКИСТАНЕ

Я живу в Узбекистане,

Я люблю свой край родной.

Он хорош зимой и летом,

Но особенно весной.

Был с отцом я в Бекабаде,

В этом городе видал,

Как пылающие печи

Плавят огненный металл.

А на фабриках прядильных

Веретён у нас не счесть.

Шахты, вышки нефтяные,

Экскаваторы стальные –

Всё в Узбекистане есть!

А слыхали вы о хлопке?

Хлопок наш снегов белей.

Все рубашки ваши родом

С наших хлопковых полей.

А какой в Узбекистане

Крупный сочный виноград!

Приезжайте, погостите –

Угостить вас буду рад.

Кудрат Хикмат

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Задание 19. Составьте словосочетания по образцу.

Образец: приехать на учебу – приехать учиться

Прислать на работу

Отдать в ремонт

Возвратить на доработку

Остановиться на отдых

Отправиться на поиски

Прибежал на помощь –

Ушел на обед –

Зашел за советом –

Пришли с поздравлением –

Задание 20 . Из двух простых предложений составьте одно сложное с придаточным цели.


  1. Вечер должен быть хорошим. Нужно продумать всё до мелочей.

  2. Каждому гостю – максимум внимания. Не надо перегружать праздник количеством приглашённых.

  3. Торжественное открытие праздника. На сцену поднялись организаторы праздника.

  4. Человек не может жить без родины. Корни свои надо всегда сохранять.

  5. Туристы посетили музей художника – пейзажиста Урала Тансыкбаева. Они приходят в музей «подышать» горным воздухом картин.

Задание 21 . Закончите предложения различными вариантами конструкций цели.


  1. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно … (надо…, необходимо…).

  2. Знать культуру других необходимо для того, чтобы …

  3. Реклама необходима для того, чтобы…

  4. Коммерческий канал телевидения существует для того, чтобы…

  5. Фирма «Узбекинтур» дала объявление в газету с целью …

  6. Принято решение лететь самолётом, чтобы…

  7. Нужно было сломать старый дом, чтобы…

Задание 22 . Скажите, с какими событиями в истории нашего государства связаны следующие даты.

21 марта, 21 октября 1989 г., 31 августа 1991 г., 1 сентября, 18 ноября 1991 г., 2 марта 1992 г., 2 июля 1992 г., 8 декабря 1992 г., 10 декабря 1992 г., 1 июля 1994 г.

1. Дополните предложение.

Аль Хорезми Мухаммад бен Мусо был выдающимся … .

А. спортсменом

Б. султаном

В. ученым – математиком

Г. космонавтом

2. Используйте необходимую конструкцию:

В Узбекистане издаётся огромное количество книг, … обеспечить растущие культурные потребности населения .

А. с целью

Б. за то, что

В. что-либо

Г. для того чтобы

3. Дополните предложение. Впервые в своей истории республика Узбекистан была принята в члены Организации Объединённых Наций … .

4. Дополните предложение. Установлены дипломатические, экономические и … связи с Китаем, Южной Кореей, Японией Малайзией, Индонезией .

А. военные

Б. торговые

В. медицинские

Г. культурные

5. Дополните данные предложения придаточным цели. Нужно упорно трудиться, . . .

А. чтобы стать хорошим специалистом

Б. чтобы быть здоровым

В. чтобы получать зарплату

Г. чтобы получить образование

6. … - форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько человек.

А. беседа

Б. монолог

В. диалог

Г. полилог

7. Краткая характеристика научного или художественного произведения, в виде перечня главнейших вопросов это … .

А. аннотация

Б. характеристика

В. рецензия

8. Какой характер ситуации общения выражает данная речевая формула: Простите, не могли бы вы разъяснить это поподробнее .

А. размышление

Б. непонимание

В. понимание

Г. прощание

9. Из какого стихотворения эти строки:

Вперёд сыны твои идут,

Ряды друзей твоих растут,

Тебя прекрасней сделал труд …

А. Я живу в Узбекистане

Б. День Родины

В. Узбекистан

Г. Страна родная

10. Какой вариант перевода правильный?

Тinchlik хаlqlarning baxti uchun kerak.

А. Мир нужен для счастья народов.

Б. Мир нужен всем людям на земле.

В. Мир нужен для всех нас.

Г. Мир нужен всегда и везде.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование способности к истолкованию художественной детали в разных видах искусства и типах текста.

Задачи:

  • анализировать художественное явление, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать умения исследовательской деятельности, аналитического и образного мышления посредством разноуровневых заданий;
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку, литературе, живописи, музыке;
  • продолжить освоение пушкинского краеведения.

Оборудование : проектор, презентация, ноутбуки учащихся, столик с атрибутами, социальный плакат, коллаж “Каждый цвет уже намёк”.

Ход урока

Перед началом урока звучит музыка из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик” “Вальс цветов” <Приложение>.

Начинаем урок-полилог. Знакомо ли вам лексическое значение слова “полилог”?

Полилог - разговор между несколькими лицами. Термин возник при исследовании коммуникативных свойств языка как добавление к термину “диалог” (Лингвистический энциклопедический словарь).

Слайд 2 . Чтобы разобраться, какие “голоса” будут звучать на уроке, обратимся к высказыванию академика Д.С. Лихачёва: “Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и музыке, чёрствых к добру, беспамятных к прошлому”. Отыскать пропущенное ключевое слово темы необычного урока помогут ваши размышления, суждения, догадки. Внимание на экран...

1 разговор (полилог) “У дыханья цветов есть понятный язык...”

Слайд 3 . Перед вами репродукции картин известных русских художников, современников А.С. Пушкина:

– “Девушка с горшком роз”

– “Девочка в маковом венке”

Слайд 4 . Перед вами фрагменты картин В. Тропинина и О. Кипренского:

– “Портрет А. Шишмарёва”

– “Девушка с горшком роз”

– “Бедная Лиза”

– “Портрет Е.С. Авдулиной”

– “Девочка в маковом венке”

Если бы мы знали тайный язык цветов, мы легко прочитали текст, зашифрованный в этих портретах.

Слайд 5 . Во времена А. Пушкина в России пользовались популярностью “александровские” букеты в честь русского императора Александра I. Дамы носили букеты, которые были созданы из цветов, первые буквы их составляли имя АЛЕКСАНДР на французский манер. Без этих букетов ни одна порядочная дама не могла показаться в обществе. Маленькие букетики носили в волосах, побольше – на груди.

Слайд 6. Попробуем составить “александровский” букет из ранее заготовленного материала:

A – астра (анемон)

L – лилия

E – жасмин

X – амарант

A – акация

N – гвоздика

D – весёлые (анютины) глазки

Работа над коллажем в группах по 4 человека, обсуждение вопроса “Какой тайный смысл несут цветы” и выступление “Каждый цвет уже намёк”.

Но понять истинное значение букета могли только избранные, потому что каждый цветок имел иносказательный смысл, например:

  • астра – величие
  • жасмин – непорочность
  • мак – воспоминание
  • ноготки – кокетство
  • тюльпан – гордость
  • роза – любовь
  • фиалка – скромность.

Эзопов язык любви использовали не только художники, но и поэты и писатели.

Слайд 7. Узнайте по художественным деталям автора и его произведение.

“На другой день нарвала она самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город... Наступил вечер, и цветы были брошены в Москву-реку. “Никто не владей вами”, - сказала девушка, чувствуя какую-то грусть в сердце своём”. (Н. Карамзин “Бедная Лиза”)

Ландыш – символ пришествия Христа, непорочного зачатия.

“Ольга сорвала ветку сирени.

– Понюхайте, как хорошо пахнет! – сказала она.

– А вот ландыши, они лучше пахнут, говорил Илья Ильич... А у сирени запах приторный...” (И. Гончаров “Обломов”)

Сирень – символ грустного расставания.

“Посмотри, Серёжа, рай-то какой!” – воскликнула Катерина Львовна, смотря сквозь покрывающие её густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо...” (Н. Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”)

Яблоня – символ грехопадения.

Таким образом, неприметный, ничего не значащий на первый взгляд цветок вырастает до образа-символа.

2 разговор (полилог) “Где наша роза, друзья мои?”

Слайд 8 . О какой героине пойдёт речь, если она роскошная, гордая, царственная, стыдливая, холодная? В “Словаре эпитетов русского литературного языка” к слову “роза” приведено 37 эпитетов! А. Пушкин тоже обращался к этому цветку в стихах (“Роза”, “Лишь розы увядают...”, “Соловей и роза”, “Есть роза дивная: она...”). Но поэт быстро отошёл от этого образа. “Розы и слёзы” – непременные атрибуты поэзии тех, кто, по выражению Пушкина, пишет “темно и вяло”. В “Евгении Онегине” он замечает:

И вот уже трещат морозы
И серебрится средь полей...
(Читатель ждёт уж рифмы “розы”;
На, вот возьми её скорей).

Эта банальная рифма (морозы – розы и слёзы – розы) не вдохновляла поэта. И совсем уж трудно представить Пушкина с цветком в руке или петлице...

3 разговор (полилог) “Себя как в зеркале я вижу”

Слайд 9. Перед вами два известных портрета А. Пушкина работы В. Тропинина и О. Кипренского. “Вот поэт Пушкин. Видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания”. Художник О. Кипренский на портрете, заказанном А. Дельвигом летом 1827 года, сумел глубоко отобразить не только внешний вид поэта, но и его внутренний мир.

Реакция А. Пушкина была незамедлительной. Поэт, опасавшийся “мёртвой неподвижности” в передаче своего облика, высоко оценил портрет в дружеском послании “Кипренскому”.

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид. (наизусть)

Слайд 10. Рассмотрите внимательно портрет Пушкина.

С каким утверждением вы согласитесь:

  • на картине О. Кипренского Пушкин-романтик или
  • на картине О. Кипренского Пушкин-реалист?

Приведите два убедительных аргумента. Особое внимание обратите на художественные детали. Ребята работают в парах.

Слайд 11. Первое утверждение – Пушкин-романтик. Особая романтическая атмосфера:

– на заднем плане аллегорическая фигура Музы (символ творческого горения поэта);

– на переднем плане – шотландский плед. Эта характерная деталь вызывает ассоциации с Д. Байроном и В. Скоттом, английскими писателями-романтиками.

Слайд 11. Второе утверждение – Пушкин-реалист. Реалистически воссозданы живые черты поэта:

– проницательные глаза, тёмные вьющиеся волосы;

– в повороте головы – внутреннее движение.

4 разговор (полилог) “...сей неведомый цветок?”

Слайд 12 . Почему эти два портрета В. Жуковского и А. Пушкина работы О.Кипренского рядом? Они были друзьями и литературными соперниками. Это нетрудно доказать, вспомнив стихотворения под названием “Цветок” (наизусть).

Провести сравнительный лингвистический и литературоведческий анализ стихотворений “Цветок” В. Жуковского и А. Пушкина (индивидуальное задание).

Слайд 13. Работа над стихотворением А. Пушкина “Цветок”.

Какова тема этого стихотворения?

Сколько раз звучит слово “цветок” и какова композиция небольшого по объёму лирического произведения?

На какие две части можно разделить и почему?

  • 1 часть – 1 строфа – описание цветка, глаголы настоящего времени.
  • 2 часть – 3 строфы – состояние лирического героя, близкого автору, глаголы прошедшего времени.

Понаблюдаем, как движется лирический сюжет.

  1. Что мечтает знать лирический герой? Хочет понять, что знал “сей неведомый цветок”. “Безуханное” растение представляется как аллегория прошлой жизни. Отсюда и особый синтаксис.
  2. Какие предложения по цели высказывания использует автор?
  3. Как выстроены вопросы во 2 строфе? Они даются в порядке нарастания их эмоционально-смысловой значимости.
  4. Как называется такая стилистическая фигура? Третья строфа отличается от предыдущей, потому что автор строит её на одних эпитетах. Удивительно, но перед нами романтические штампы.
  5. В чем же символический смысл пушкинского “Цветка”?

Цветок олицетворяет собой неразрывную связь между миром природы и человеком, художественная деталь превращается в образ-мотив, мотив памяти, сквозной мотив русской литературы.

5 разговор (полилог) “На родине А. Пушкина”

Слайд 14 . Виртуальная экскурсия по музею-заповеднику “Михайловское”.

Слайд 15. Прочитайте отрывок из книги Семёна Гейченко “Завет внуку”.

Слайд 16 . Анализ текста.

  • О ком и о чём размышляет автор?
  • К какому стилю относится данный тест? Докажите.
  • Как вы понимаете выражение “тайным смысл цветов”?

Проанализируем синтаксис текста. Какие предложения по своему строению использует автор?

Обратите внимание на синтаксический повтор: “Случалось ли вам...? Бродили ль вы...? Как называется такой приём?

Найдите в двух последних частях простые предложения с обособленным приложением и вводным словом.

В 4 части найдите сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным сравнения.

В последнем предложении выделите грамматическую основу, в придаточном найдите два словосочетания по типу связи согласование.

6 разговор (полилог) “Цветы в нашей жизни”

Слайды 17, 18. Индивидуальная работа разноуровнего характера.

Определить вид подчинения <Рисунок1>.

  • Придумать афоризм, используя сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
  • Определить виды тропов.
  • Придумать к социальному плакату два предложения – простое и сложное.

Во время индивидуальной работы звучит музыка П.И. Чайковского “Вальс цветов”.

7 разговор (полилог) “Импровизация в цвете и цветах”

Слайд 19. “Одноминутное эссе”. Составьте пушкинский букет, используя опорные схемы (работа в парах) <Рисунок2>, <Рисунок3>. Часть обучающихся выполняет это задание на ноутбуках и сохраняет результаты своей работы в виде файлов в формате “jpg”.

Слайд 20. “Давайте говорить друг другу комплименты”. Оцените работу своих одноклассников в виде поздравления, используя различные средства выразительности (строчки из стихотворений А.С. Пушкина, открытку-цветок, двустишие, музыкальный подарок)

Заключительный разговор (полилог) “От художественной ДЕТАЛИ к художественному образу”. Вернемся к теме сегодняшнего полилога.

Без чего же невозможно представить образ ни в литературе, ни в живописи, ни в музыке?

Искусство говорит художественной деталью. Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, всё труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений искусства. Но если это удаётся, как нам сегодня, то всё произведение озаряется новым светом.

Слайд 21. В необычном по форме домашнем задании “Как соотносятся образы “Пушкин”, “красота” и “память” в нашей жизни? тоже важны детали.

Маленькая, но очень важная деталь... С каким чувством вы уходите с нашего урока? Поднимите тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Урок окончен

Литература

  1. Грачёва И.В. О роли художественной детали в русской классике // Литература в школе. 1997. №3.
  2. Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX в. М., 1989.
  3. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе. СПб.: Каро, 2015.
  4. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. М., 1985.
  5. Шолпо И.Л. Как научит подростка читать? М.: “ЛомоносовЪ”, 2009.

по лингвистике

"Диалог и полилог"


Необходимо заметить, что появление термина "полилог" в лингвистике совпало со значительным повышением интереса к исследованию устных форм массовой коммуникации

В практическом смысле ϶ᴛόᴛтермин противополагается двум другим понятиям (монолог и диалог), разграничивая акты коммуникации в зависимости от количества участников: монолог - один говорящий субъект, диалог - два собеседника, попеременно выступающих в роли говорящего, и полилог - более двух участников коммуникации.

Полилог имеет более узкое значение, чем диалог. Дело заключается в том, что внутренняя форма слова "диалог" не предусматривает ограничения числа участников акта коммуникации двумя индивидами. Словообразовательный элемент греческого происхождения dia - обозначает не "два", как это можно предположить по сходству с латинским di-, а "через", и соответственно слово "диалог" буквально значит "черезсловие", т.е. предполагает попеременное владение словом. На основании выше сказанного приходим к выводу, что если в основе оппозиции "монолог" - "диалог" лежит признак "отсутствие / наличие мены говорящего", то оппозиция понятий "диалог - полилог" основана на другом, чисто количественном критерии. Итак, за естественной на первый взгляд триадой "монолог - диалог - полилог", учитывающей разницу в количестве участников коммуникации, скрывается противоречивая картина многообразия (прежде всего) устных форм общения.

Единство природы полилога и диалога усматривается прежде всего в том, что в обоих случаях мена активной роли говорящего является основным структурным принципом организации общения

В человеческой коммуникации все партнеры прекрасно осознают и стараются соблюдать главное условие успешного общения: в любых актах общения одновременно может говорить только один человек, в то же самое время слушать могут несколько собеседников (многие)

В диалоге заᴘẚʜᴇе известно, кто будет следующим активным говорящим - второй участник. В полилоге на эту роль одновременно могут претендовать два человека и более, однако говорить все равно будет только один Вопрос будет заключаться только в том, кто сумеет захватить эту позицию. Наличие нескольких претенденᴛᴏʙ на активную роль говорящего в полилоге и возможность частого изменения ролевой ситуации обусловливает больший по сравнению с диалогом тематический, коммуникативно-прагматический и стилистический диапазон общения.

Данное обстоятельство заметно "разрыхляет" структуру полилога по сравнению с диалогом, причем это затрагивает как смысловую, так и формальную стороны коммуникации, что подтверждается, в частности, экспериментальными данными. Так, инструментальный анализ диалогов с тремя участниками показывает, что взаимная зависимость интонационных характеристик реплик в полилоге носит менее очевидный характер, чем в тех же диалогах, произнесенных двумя участниками (Филиппов 1982: 11).

"Разрыхление" структуры полилога по сравнению с диалогом происходит прежде всего ᴨᴏᴛому, что в формировании содержания участвует большее число участников. Изучим, к примеру, диалог между тремя школьниками, взятый из радиопьесы Акселя Шайбхена "Есть бананы охотно пироги". Главным героем пьесы является семиклассник Томми, страдающий редким заболеванием - неспособностью усвоения письменной речи. Из-за этой болезни он вынужден часто менять школы. Разговор между ним и его новыми школьными приятелями происходит в трамвае по дороге в школу (Scheibchen, 38-41).

Пример (55а)

1. Kai: Ei Tommy, alles klar?

3., Anne: Lässt du mich da sitzen? Ich muss noch Deutsch zu Ende machen.

4. Kai: Lass mal gucken... "Der Bahnhof. Tommy kommt garantiert dran, weil er den einzigen andern Bahnhof kennt.

5. Tommy: Ich hab" das nur mündlich.

6. Kai: Schriftlich hat sie gesagt.

7. Anne: Mach"s doch noch schnell.

9. Kai: Blicke schon durch. Meier-Jahn kann nicht schreiben während der Fahrt, da keine Straßenbahn in Solingen - kein Training...

10. Tommy: Das merkt die gar nicht.

11. Anne: Und wenn du dran kommst, Tommy?

12. Tommy: Schlag" ich mein Heft auf und mach" das einfach auswendig.

13. Anne: Na, ich weiß nicht.

14. Kai: Wieviel willste denn da erzählen?

15. Tommy: So zwei Seiten.

16. Kai: Zwei Seiten, so aus dem Kopf?

17. Tommy: Mhmm.

18. Kai: Das möcht" ich erstmal sehen.

19. Tommy: Wetten, dass?

21. Anne: Und wenn er doch nicht drankommt.

22. Tommy: Meld" ich mich.

25. Kai: Brauchst du Geld?

26. Tommy: Immer.

28. Tommy: Immer - was muss ich tun?

29. Kai: Für die Frau Nolle...

30. Anne: Eih - ich denke, du wolltest das machen/

31. Kai: Keine Zeit, kein Bock.

32. Tommy: Und was muss ich machen?

33. Kai: Für die Frau Nolle einkaufen und Sachen erledigen. Die Nolle ist alt, blind und lahm.

34. Anne: Du bist selber blind und lahm.

35. Kai: Na ja, fast, sie kriegt das jedenfalls nicht mehr geregelt, also, wenn du ein "vertrauenswürdiger junger Mann" bist...nette Umgangsformen an den Tag legst, und schnell und zuverlässig Besorgungen erledigen kannst...

36. Tommy: Logo... hob" ich alles drauf!

1. Кай: Эй, Томми, все ясно?

2. Томми: Ясно.

3. Анна: Дай я там сяду? Мне нужно еще закончить немецкий.

4. Кай: Дай-ка посмотреть... "Вокзал". Томми точно вызовут, ᴨᴏᴛому что он единственный знает другой вокзал.

5. Томми: У меня это только устно.

6. Кай: Письменно, сказала она.

7. Анна: Сделай-ка быстро прямо сейчас.

8. Томми: Не.

9. Кай: Вижу всё насквозь. Мейер-Ян не умеет писать во время езды, раз в Золингене нет трамваев - негде и тренироваться...

10. Томми: Этого она совсем не заметит.

11. Анна: А если тебя вызовут, Томми?

12. Томми: Открою свою тетрадь и сделаю это просто наизусть.

13. Анна: Ну, я не знаю.

14. Кай: Сколько же ты так хочешь рассказывать?

15. Томми: Так страницы две.

16. Кай: Две страницы, прямо из головы?

17. Томми: Мхмм.

18. Кай: Хотел бы я сначала посмотреть.

19. Томми: Что, спорим?

20. Кай: Окей.

21. Анна: А если его все-таки не вызовут?

22. Томми: Сам вызовусь. Информация с сайта Бигреферат.ру / сайт

23. Кай: На 5 марок?

24. Томми: На 5 марок? Заметано!

25. Кай: Тебе нужны деньги?

26. Томми: Всегда.

27. Кай: 10 марок в неделю?

28. Томми: Всегда - что я должен делать?

29. Кай: Для фрау Нёлле...

30. Анна: Эй! Я думала, ты сам хотел это сделать!

31. Кай: Нет времени, нет желания.

32. Томми: И что мне нужно делать?

33. Кай: Делать для фрау Нёлле покупки и заниматься делами. Эта Нёлле старая, слепая и хромая.

34. Анна: Сам ты слепой и хромой.

35. Кай: Ну да, почти, в любом случае она больше не получает этого регулярно, итак, если ты "достойный доверия молодой человек"... с приятными обходительными манерами, и быстро и надежно делаешь покупки.

36. Томми: Идет... это я все могу!

Дадим краткую характеристику приведенному выше отрывку. Две первые реплики полилога (1) и (2) являются завершающим фрагментом обсуждения Каем и Томми какой-

то другой темы. Об этом свидетельствует как форма вопроса (Ei Tommy, alles klar?), характерная для конца беседы, так и форма ответа (Klar), не предполагающая дальнейшего обсуждения.

Переход к новой теме связан с вступлением в беседу нового лица (Анны). При этом реплика (Lässt du mich da sitzen? Ich muss noch Deutsch zu Ende machen) никоим образом не свидетельствует о желании Анны принять участие в беседе и не побуждает партнеров к каким-либо совместным речевым действиям. Наоборот, скрытый смысл этой фразы заключается в просьбе девочки не беспокоить её во время работы над домашним заданием. Такие скрытые смыслы А.А. Масленникова называет интенциональными

В высказывании содержится намек, позволяющий адресату (адресатам) прийти к соответствующему умозаключению

В основе такой импликации лежит знание партнеров о причинно-следственных отношениях в реальном мире (Масленникова 1999: 31).

Однако один из партнеров (Кай) игнорирует скрытую просьбу Анны и вовлекает всех троих в обсуждение те-мы домашнего задания - сочинения о вокзале (Lass mal gucken... "Der Bahnhof". Tommy kommt garantiert dran, weil er den einzigen andern Bahnhof kennt). Выясняется, что Том-ми сделал домашнее задание только устно (Ich hab" das nur mündlich), но несмотря на напоминание Кая (Schriftlich hat sie gesagt) и предложение Анны сделать домашнее задание по дороге в школу (Mach"s doch noch schnell), совсем не горит желанием писать сочинение в трамвае (Nö). Кай сразу выдвигает гипотезу по поводу отказа (Blicke schon durch. Meier-Jahn kann nicht schreiben während der Fahrt, da keine Straßenbahn in Solingen - kein Training. .), однако Томми не поддается на провокацию, ссылаясь на то, что учительница все равно ничего не заметит (Das merkt die gar nicht). Наконец, на косвенный вопрос Анны о том, что он будет делать, если его все же вызовут (Und wenn du dran kommst, Tommy?), мальчик заявляет, что будет отвечать уст-но (Schlag" ich mein Heft auf und mach" das einfach aus-wendig). Собеседница остается в недоумении (Na, ich weiß nicht).

На данной стадии (реплики 3-13) развитие беседы определяется микротемой "домашнее задание". Все три собеседника попеременно участвуют в обсуждении, демонстрируя свои собственные речевые стратегии. Анне принадлежат четыре реплики из одиннадцати: открывающая (3) и завершающая (13) данную микротему, а кроме того побудительная (7) и вопросительная (11) реплики. Три реплики произнес Кай: инициирующую обсуждение (4), уточняющую характер домашнего задания (6) и комментирующую отказ своего собеседника (9). Томми демонстрирует в данном фрагменте относительно пассивное поведение: реплика (5) является реакцией на инициирующую реплику Кая, в другой (8) представлен отрицательный ответ на побуждение и, наконец, в ᴇᴦᴏ последней реплике (12) дается относительно развернутый ответ на вопрос Анны.

Стержнем данного отрезка полилога является диалог между Анной и Томми: девочка дважды обращается непосредственно к Томми, он дважды отвечает на её обращение. И всё-таки нельзя недооценивать также речевой вклад Кая, ᴨᴏᴛому что именно он своей репликой вовлек Томми в обсуждение микротемы "домашнее задание".

Пассивное поведение Томми оказалось весьма продуктивным для дальнейшего развертывания беседы. Именно в его репликах содержатся два слова, являющихся ключевыми как для объяснения движущих причин поведения мальчика (его неспособности к овладению письменной речью), так и для ввода следующей микротемы: это слова mündlich (устно) и auswendig (наизусть). Услышав последнюю фразу Томми, Кай сразу же начинает выяснять, сколько страниц текста его приятель может рассказать устно (Wieviel willste denn da erzählen?). Получив ответ (So zwei Seiten) и выразив свое недоверие в переспросе (Zwei Seiten, so aus dem Kopf?), Кай получает невербальное подтверждение этому удивительному факту (Mhmm). Но при этом его недоверие не рассеивается, он хочет сам убедиться в этом (Das möcht" ich erstmal sehen). Тут его собеседник решает перехватить инициативу в диалоге и предлагает заключить пари по спорному вопросу (Wetten, dass?), на что сразу же получает согласие (O. k).

Теперь в диалог вступает третья участница, демонстрируя тем самым свою заинтересованность в подтверждении удивительных способностей мальчика. Слова Анны (Und wenn er doch nicht drankommt), почти полностью повторящие ее вопрос к Томми в реплике 11 (Und wenn du dran kommst, Tommy?), теперь обращены к обоим собеседникам иориентированы на разрешение спора. Но изменилась не только адресация фразы, изменились её интенция и её скрытый смысл. Если в первом случае (реплика 11) скрытый смысл вопроса Анны заключался в выяснении того, что Томми будет делать, если его вызовут на уроке, то теперь (реплика 21) скрытый смысл слов Анны обращен на разрешение спорного вопроса: как выяснить способности Томми к запоминанию, если его не вызовут отвечать на уроке? Таким образом, Анна уже в третий раз (реплики 3, 11 и 21) демонстрирует свои способности к импликации в общении.

В решении возникшей проблемы Томми не видит ᴄᴫᴏжностей: он вызовется сам, чтобы продемонстрировать свои способности (Und wenn du dran kommst, Tommy?). Его слова также адресованы обоим участникам

В связи с тем, что Анна получает исчерпывающий ответ на свои сомнения, мальчики считают возможным закончить обсуждение условий пари: (5 Mark?) и (5 Mark? Abgemacht!).

Как видно, обсуждение микротемы "способность Томми к запоминанию" занимает реплики 14-24. На этой стадии большую активность демонстрируют Кай и Томми, в то время как речевой вклад Анны ограничивается одной репликой. Но при этом именно эта реплика и ответ на нее наиболее интересны с лингвистической точки зрения. Об этом свидетельствуют как её богатый интенциональный и смысловой подтекст, так и её двойная адресация. Можно предположить, что в полилоге некоторые языковые средства приобретают дополнительную смысловую окраску, отличную от той, которую они имеют в диалоге и монологе.

Последние слова мальчиков при заключении пари инициировали новый поворот в развитии полилога. На передний план выходит микротема "зарабатывание денег". Раз Томми спорит на деньги, значит, он в них нуждается. Соответственно эту мысль Кай воплощает в своем вопросе (Brauchst du Geld?). Получив утвердительный ответ (Immer), мальчик уточняет сумму и одновременно делает намек на регулярность получения заработка (10 Mark die Woche?). Томми выражает согласие и пытается выяснить, какую работу он должен выполнить взамен (Immer - was muss ich tun?). При первых ответных словах Кая (Für die Frau Nolle. .) в разговор снова вступает Анна, удивленная тем, что мальчик перепоручает приятелю работу, которая предназначалась для него самого (Eih - ich denke, du wolltest das machen!). После философского объяснения Кая (Keine Zeit, kein Bock) продолжается их диалог с Томми. Следует повторный вопрос мальчика о характере предстоящей работы (Und was muss ich machen?). Начатое было объяснение Кая (Für die Frau Nolle einkaufen und Sachen erledigen. Die Nolle ist alt, blind und lahm) прерывается язвительным замечанием Анны, задетой пренебрежительным отношением мальчика к фрау Нёлле (Du bist selber blind und lahm). И всё-таки Кай доводит свой рассказ до конца (Na ja, fast, sie kriegt das jedenfalls nicht mehr geregelt, also, wenn du ein "vertrauenswürdiger junger Mann" bist...nette Umgangsformen an den Tag legst, und schnell und zuverlässig Besorgungen erledigen kannst. .). Том-ми соглашается на эти условия (Logo... hab" ich alles drauf!), и беседа благополучно завершается.

На основании выше сказанного приходим к выводу, что заключительная часть полилога охватывает реплики 25-36. На этой стадии общения снова активно взаимодействуют Кай и Томми, на их долю приходится 10 реплик из 12. Всего дважды, причем оба раза обращаясь к Каю, вступает в разговор Анна, но на свои протестующие замечания по поводу его оценок и намерений (реплики 30 и 34) получает ничего не значащие ответы.

Итак, на протяжении рассмотренного выше полилога участники трижды меняли тему разговора: после завершения одной (гипотетической) микротемы (реплики 1-2) они перешли к обсуждению не выполненного Томми домашнего задания (реплики 3-13), затем ϶ᴛόᴛконкретный вопрос сменила более общая проблема способности мальчика к запоминанию (реплики 14-24), которая, в свою очередь, уступила место обсуждению возможностей школьного заработка (реплики 25-36). На долю Анны приходится всего 7 реплик из 36, на долю Томми и Кая - примерно поровну (соответственно 14 и 15 реплик). И всё-таки все три партнера участвовали в обсуждении всех трех микротем полилога.

Между тремя выявленными отдельными этапами полилога имеется отчетливая смысловая взаимосвязь: отправные точки тематических переходов скрываются в предшествующих фрагментах текста. Так, слова mündlich (устно) и auswendig (наизусть), произнесенные Томми на ранней стадии полилога, инициировали обсуждение его способности к запоминанию, а сумма в пять марок (5 Mark), на которую было заключено пари в середине беседы, натолкнула мальчиков на тему школьных заработков, обсуждение которой продолжалось до конца встречи.

Выше уже указывалось, что между диалогом и полилогом имеется много общего. Главной объединяющей чертой этих двух речевых форм является попеременное исполнение участниками активной роли говорящего. По этой причине можно предположить, что полилог легко трансформируется в диалог, причем сделать это можно с минимальным ущербом (или вообще без оного) для его формы и содержания. Однако анализ данного примера предоставляет возможность сделать вывод о том, что точно так же, как диалог нельзя преобразовать в монолог без ущерба для его смысла и структуры, и полилог нельзя свести к диалогу (и тем более монологу) без нарушения его содержания и формы.

Попытаемся трансформировать приведенный выше полилогический текст в диалог. С количественной точки зрения проще всего семь реплик Анны распределить между двумя другими участниками, тем более что в её словах ни грамматически, ни лексически не проявляется так называемая тендерная принадлежность,5 чего нельзя сказать о русском переводе (см., к примеру, реплику 30). Ниже приводится текст реконструированного диалога

В нем слова Анны примерно поровну распределены между Каем (реплики 5, 9, 11 и 17) и Томми (реплики 2, 26 и 30). Жирным шрифтом выделены слова, подвергнутые трансформации, а кроме того обозначено имя персонажа, которому передается реплика Анны. Сама реплика заключена в круглые скобки.

Пример 55Ь (реконструированный диалог)

1. Kai: Ei Tommy, alles klar?

2. Tommy: Klar. (Lässt du mich da sitzen? Ich muss noch Deutsch zu Ende machen)

3. Kai: Lass mal gucken... "Der Bahnhof". Du kommst garantiert dran, weil du den einzigen andern Bahnhof kennst,

4. Tommy: Ich hab" das nur mündlich.

5. Kai: Schriftlich hat sie gesagt. (Mach"s doch noch schnell)

7. Kai: Blicke schon durch. Meier-Jahn kann nicht schreiben während der Fahrt, da keine Straßenbahn in Solingen - kein Training...

8. Tommy: Das merkt die gar nicht.

9. Kai: (Und wenn du drankommst, Tommy?)

10. Tommy: Schlag" ich mein Heft auf und mach" das einfach auswendig.

11. Kai: (Na, ich weiß nicht) Wieviel willste denn da erzählen?

12. Tommy: So zwei Seiten.

13. Kai: Zwei Seiten, so aus dem Kopf?

14. Tommy: Mhmm.

15. Kai: Das macht" ich erstmal sehen.

16. Tommy: Wetten, dass?

17. Kai: O. k. (Und wenn du doch nicht drankommst)

18. Tommy: Meld" ich mich.

21. Kai: Brauchst du Geld?

22. Tommy: Immer.

24. Tommy: Immer - was muss ich tun?

25. Kai: Für die Frau Nolle...

26. Tommy: (Eih - ich denke, du wolltest das machen!)

27. Kai: Keine Zeit, kein Bock.

28. Tommy: Und was muss ich machen?

29. Kai: Für die Frau Nolle einkaufen und Sachen erledigen. Die Nolle ist alt, blind und lahm.

30. Tommy: (Du bist selber blind und lahm)

31. Kai: Na ja, fast sie kriegt das jedenfalls nicht mehr geregelt, also, wenn du ein "vertrauenswürdiger junger Mann" bist...nette Umgangsformen an den Tag legst, und schnell un zuverlässig Besorgungen erledigen kannst...

32. Tommy: Logo... hob* ich alles drauf!

Оказывается, полностью трансформировать полилог в диалог невозможно без ущерба для словесной ткани произведения, хотя на первый взгляд все обстоит вполне благополучно. С формальной точки зрения незначительные изменения претерпели только реплики 3 и 17, в которых имя Tommy и личное местоимение er (2 раза) пришлось заменить местоимением du и исправить также соответствующие личные окончания глаголов.

Гораздо большие изменения произошли в содержании текста. Конечно, первую реплику Анны мог бы сказать и Томми (см. реплику 2), но тогда впоследствии мальчик будет противоречить самому себе, ᴨᴏᴛому что сначала он усаживается в трамвае с намерением закончить домашнее задание (реплика 2), а затем сам же отказывается делать это (реплика 6).

Четыре следующие реплики Анны передаются Каю без изменения, причем в двух случаях они просто присоединяются к предшествующим репликам (5 и 17), в одном случае её слова включаются в последующую реплику (11), а еще в одном случае (реплика 9) просто меняют свое авторство. Но вот две последние реплики Анны, произнесенные девочкой в словесной перепалке с Каем, заметно меняют общее содержание фрагмента

В оригинале Томми, недавно перешедший в новую школу, ничего не знает ни о фрау Нёлле, ни о желании Кая самому поработать у нее, что явствует из двух последних реплик Анны (см. реплики 30 и 34 полилога).

В реконструированном диалоге Томми, говоря словами Анны, одновременно оперирует её знаниями об окружающем мире, что вносит кардинальное изменение во все содержание произведения (а не только данного тексᴛᴏʙого фрагмента). Эти реплики невозможно приписать также Каю, ᴨᴏᴛому что он, будучи в здравом уме и твердой памяти, вряд ли будет 1) упрекать самого себя за то, что предлагает партнеру работу, которую намеревался выполнить сам (реплика 30), и 2) обзывать себя своими собственными словами (реплика 34).

На основании выше сказанного приходим к выводу, что если с формальной точки зрения полилог можно трансформировать в диалог с минимальными ᴨᴏᴛерями, то в содержательном плане изменения могут быть весьма существенными, если не сказать кардинальными. На этом примере становятся очевидными как сходство между диалогом и полилогом, так и их различия.

Страница 1 из 1

Место и роль работы со СМИ в некоммерческой организации на примере НКО "Диалог"

Содержание Введение. Глава 1. Место о роль работы со СМИ в некоммерческой организации. Глава 2. Анализ связей со СМИ в НКО «Диалог». Глава 3. Пути совершенствования работы со СМИ НКО «Диалог» Список использованной литературы. Введение Вопросы работы со средствами массовой коммуникации (СМК) имеют решающее значение в работе различных организаций. Некоммерческие организации не является тому исключением. В российской некоммерческой сфере вопросам организации связей с общественностью и целенаправленной работе со СМИ долгое время не уделялось должного внимания, и лишь в последнее время большинство некоммерческих организаций стало серьезно осознавать, что освещение работы некоммерческой организации средствами массовой информации является ключевым фактором эффективной работы. ...


Школа "Диалог культур"

Введение Владимир Соломонович Библер (4 июля 1918г, Москва - 3 июня 2000г, Москва) - российский философ, культуролог, историк культуры. Создатель учения о диалоге культур, автор работ по истории европейской мысли, логике культурного развития, теории научного познания. Библер родился в Москве, окончил исторический факультет МГУ и сразу ушел на фронт Великой Отечественной Войны. После войны успел защитить, кандидатскую диссертацию и был выслан в Сталинабад (теперь Душанбе) в порядке государственной кампании «борьбы с космополитизмом». Там преподавал философию в Таджикском Государственном Университете. В 1959 г. вернулся в Москву, работал в Московском горном институте на кафедре философии (1959–1963), в Институте истории естествознания и техники АН СССР (1963–1968), Институте всеобщей истории АН СССР (1968–1982), Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (1982–1991). В середине 60-х Библер создал и до конца жизни возглавлял неофициальный домашний теоретический семинар по проблемам философской логики и философии культуры. Семинар собирался в небольшой квартире Библера на Ленинградском проспекте в Москве. Участниками семинара были философы, культурологи, историки и психологи: А.В. Ахутин, Л.М. Баткин, И.Е. Берлянд, М.С. Глазман, Т.Б. Длугач, Р.Р. Кондратов, Я.А. Ляткер, Н.В. Малахова, Л.А. Маркова, С.С. Неретина, В.Л. Рабинович, Л.Б. Туманова и др. С 1991 г. группа получила официальный статус в Российском государственном гуманитарном университете, где В. С. Библер и работал до конца жизни. Историк по образованию, Библер своим призванием считал философию. Здесь он прошел долгий и драматический путь. Пришел к созданию оригинальной концепции философской логики диалога культур, в основе которой идея о диалогической природе человеческого разума, доведенная до предельных логических и онтологических оснований. ...


Монолог в полилоге

Круглова Светлана Львовна, аспирантка кафедры английской филологии ЯГПУ Существуют такие понятия, как монологическая речь, диалогическая речь и полилогическая речь. Монолог, диалог, полилог - формы общения. Общение - потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. "Настоятельная потребность общения с другими людьми определялась в первую очередь совместной трудовой деятельностью, в процессе которой люди должны были понимать друг друга, устанавливать нужные для успеха дела контакты, учитывать зависимость этого успеха от возможностей каждого ее участника". Потребность общения играет важную роль в системе всех потребностей человека. В общении могут принимать участие один, два и более людей. Обычно говорит один человек, другие слушают. Если мы говорим о монологе, диалоге и полилоге, нужно принять во внимание участников общения. Если один человек говорит, а другие только слушают, то это монологическая форма речи. "Монолог -развернутое высказывание одного лица, вид речи, совсем или почти не связанной с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении". Непосредственной реакции собеседника на то, что говорится, здесь не предполагается, он только слушает, то есть у слушателя в монологе пассивная роль. Подлинный монолог - письменная речь, которая обращена во внешний мир без непосредственной реакции. ...


Диалог и полилог

Реферат по лингвистике на тему: "Диалог и полилог" 2009 Необходимо заметить, что появление термина "полилог" в лингвистике совпало со значительным повышением интереса к исследованию устных форм массовой коммуникации. В практическом смысле этот термин противополагается двум другим понятиям (монолог и диалог), разграничивая акты коммуникации в зависимости от количества участников: монолог - один говорящий субъект, диалог - два собеседника, попеременно выступающих в роли говорящего, и полилог - более двух участников коммуникации....


Диалог церквей в Европе

Хайнц Иоахим Хельд Вторая мировая война превратила Европу в груду развалин, повлекла за собой неизмеримые людские жертвы, нанесла ущерб культурному достоянию, разрушила доверие между людьми, привела к радикальным политическим изменениям. Ужасающие события имели глубокие последствия для всех стран Европы. Но два великих народа европейского континента больше всех пострадали от внутренних и внешних разрушений, вызванных господством насилия и ужасов. Это были подвергшийся нападению со стороны своего немецкого соседа и одержавший победу в тяжелой борьбе русский народ и запятнавший себя виной и позором народ Германии, проигравшей войну. Обе страны вынуждены были начинать строить свои отношения с самого начала....

Тема: Интонация предложения.

Задачи: знать структурные компоненты интонации;

функции интонации в речи;

отличительные особенности интонации;

проводить анализ интонационных конструкций.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели урока.

III.Актуализация учебных знаний.

1.Учитель :

В устной звучащей речи используются разнообразные средства, которые ее обогащают, делают выразительной, эмоциональной, усиливают ее воздействие на слушателей.

Что же это за средства? Что они собой представляют?

Известный русский лингвист А.Б. Шапиро характеризует их таким образом:

«В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что дня этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков, - наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их требуется для музыкальных текстов».

Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из нескольких компонентов.

Вспомним основные элементы интонации:

3) пауза (временная остановка речи);

4) темп (скорость речи);

5)тон (звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоциональные оттенки, - тон весёлый, игривый, мрачный и т. п.)

Обратите внимание, какими значками обозначаются основные элементы интонации.

2.Словарно-орфографическая работа.

Обратим внимание на этимологию слова интонация.

ИНТОНАЦИЯ . Заимств. в середине XIX в. из франц. яз., где intonation - лат. intonatio , суф. производного от intonare "шуметь, греметь" (от tonus "тон).

3.Упр.250

Каким тоном можно произнести одну и ту же фразу?

Попробуйте записать как можно больше имён прилагательных к слову тон.

Изучите словарную статью тон словарика эпитетов. Сравните её со своим списком. Дополните его теми эпитетами, которые характеризуют тон, соответствующий нормам речевого этикета.

Проверим выполнение работы.

Вежливый, великодушный, благожелательный, благосклонный, деликатный, добродушный, доброжелательный, доверительный, дружелюбный, жизнерадостный, задушевный, искренний, корректный, ласковый, любезный, мягкий, одобрительный, почтительно-корректный, любезный, радостный, ровный, сердечный, сочувственный, спокойный, теплый, трогательный, уважительный, участливый, учтивый.

4. Интонацию характеризует тембр (тон) речи, зависящий от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д.

Рассмотрите рисунок к упр.251 и объясните его лингвистический смысл.

Докажите, что следующие предложения в зависимости от интонации могут передавать значение одобрения и неодобрения.

Какой же ты добрый мальчик! Это чудо какое-то! Какая прелесть! Ну до чего же ты хорош!

5.Составление предложений.

В. Морозов писал: «Голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый, живой, торжествующий и ещё с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли». А В.Белинский утверждал, что «дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится».

Составьте по рисункам предложения и произнесите их разным тоном.

6. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания.

Прочитайте каждое предложение несколько раз, меняя место логического ударения.

Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе ).

Завтра мы (наш класс, а не другой ) поедем в театр.

Завтра мы поедем в театр (а не пойдем ).

Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию ).

7. Работа с фразами.

Попробуйте разделить фразу Зачемпоставленатамарка на слова и прочитать её.

Теперь проверьте себя (упр.256). Оказывается, смысл этой фразы можно понять по-разному и, следовательно, по-разному её написать. Прочитайте каждый вариант с соответствующей интонацией.

Самостоятельная работа.

Разделите фразы на слова и запишите получившиеся предложения.

Слайд №10

8.Интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Охарактеризуем мелодику основных видов предложений русского языка. С.121 учебник, теория.

9.Подготовленный ученик читает текст упр.261 в соответствии с данными пометами.

Слайд №12

10.Самостоятельная работа (листики с текстом стихотворения у каждого на парте).

Расставьте интонационные пометы и выразительно прочитайте текст.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Слайд №12

11.Работа по картине В.Е.Маковского «Первый фрак».

Вспомним, что такое диалог?

Выясним, что означает слово полилог?

Словарно-орфографическая работа.

Полилог (от греческого poly «много» и logos «слово») – разговор, в котором принимают участие не два,а несколько лиц.

Слайд №13

Рассмотрите репродукцию картины В.Е.Маковского «Первый фрак».

Слайд №14

Как описывает художник большое событие – примерку только что сшитого и впервые надетого фрака единственным мужчиной в семье?

О чём говорят жесты, поза, мимика персонажей?

Пофантазируйте, в связи с чем был заказан фрак, к какому событию готовится мужчина и вся его семья?

На основе картины составьте диалог или полилог, используя предложения разных видов, и выразительно прочитайте свой текст.

Мы убедились с вами, что интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.

Интонация выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Урок закончим высказыванием Б.Головина (из упр.249): «Помните, что ваша интонация – это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души. Культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания.

V.Домашнее задание: п.14, упр.262