Меню
Бесплатно
Главная  /  Грипп  /  Черепно-мозговая травма у детей. Последствия черепно-мозговых травм. Родовая ЧМТ у новорождённых детей

Черепно-мозговая травма у детей. Последствия черепно-мозговых травм. Родовая ЧМТ у новорождённых детей

По данным эпидемиологических исследований, ежегодно во многих странах число новых случаев черепно-мозговой травмы (ЧМТ) среди детей и подростков достигает 180-200 на 100 тыс. человек. Наиболее распространена легкая ЧМТ (в том числе сотрясение головного мозга и ушиб мозга легкой степени), на долю которой приходится примерно 80% от всех случаев. Среднетяжелая и тяжелая ЧМТ составляют около 15% случаев, оставшиеся 5% приходятся на крайне тяжелые ЧМТ, часто заканчивающиеся летальным исходом. Именно ЧМТ является ведущей причиной инвалидизации и смертности среди детей и подростков.

Две основные возрастные группы повышенного риска ЧМТ: до 5 лет, 15-25 лет. При этом абсолютный максимум случаев ЧМТ приходится на вторую возрастную группу и часто связан с употреблением алкоголя и дорожно-транспортными происшествиями. Среди пострадавших с ЧМТ около 70% составляют пациенты мужского пола.

В основу классификации ЧМТ положены характер и степень повреждений головного мозга. К закрытой ЧМТ относят повреждения, при которых отсутствуют нарушения целостности покровов головы или имеются раны мягких тканей без повреждения апоневроза, к открытой ЧМТ — с переломами костей свода черепа, сопровождающиеся повреждением апоневроза, переломами основания черепа, кровотечением или ликвореей (из носа или уха).

Повреждения головного мозга при ЧМТ делятся на первичные (очаговые и диффузные) и вторичные. К первичным относят повреждения, возникающие в момент воздействия механической энергии (ушибы, размозжения мозговой ткани, диффузные аксональные повреждения, первичные внутричерепные гематомы, ушибы ствола мозга и пр.). Вторичные повреждения возникают в результате неблагоприятного воздействия на мозг ряда дополнительных внутри- и внечерепных факторов, которые провоцируют цепь сложных реактивных процессов, усугубляющих тяжесть первичных повреждений.

Основные клинические формы ЧМТ могут быть представлены очаговыми и диффузными поражениями.

  • Очаговые повреждения:
    • ушиб головного мозга;
    • сдавление головного мозга - внутричерепная гематома (эпидуральная, субдуральная);
    • внутримозговое кровоизлияние;
    • субарахноидальное кровоизлияние.
  • Диффузные повреждения:
    • сотрясение головного мозга;
    • диффузное аксональное повреждение;
    • диффузные сосудистые повреждения (включая гипоксически-ишемические).
    • клиническом течении ЧМТ принято выделять следующие периоды:
    • острый: первые 2-10 нед после травмы;
    • промежуточный: от 10 нед до 6 мес;
    • отдаленный: от 6 мес до 2 и более лет.

    При оценке степени тяжести ЧМТ и прогнозировании ее течения учитываются следующие показатели:

    • продолжительность потери сознания в остром периоде травмы;
    • оценка по шкале ком Глазго (ШКГ);
    • длительность посттравматической амнезии;
    • оценка состояния жизненно важных функций, очаговых симптомов в области первичного поражения и дислокационных - по шкале НИИ нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко А. Н. Коновалов, Л. Б. Лихтерман, А. А. Потапов и соавт., 1998).

    В зависимости от степени тяжести ЧМТ может отмечаться следующая продолжительность потери сознания в остром периоде травмы (R. Appleton, T. Baldwin, 1998):

    • легкая - длительность потери сознания менее 20 мин;
    • среднетяжелая - от 20 мин до 6 ч;
    • тяжелая - от 6 до 48 ч;
    • крайне тяжелая - более 48 ч.

    Между тем у детей, особенно младших возрастных групп, потеря сознания при ЧМТ наблюдается не всегда и даже может отсутствовать при тяжелой травме.

    Для оценки состояния больных с закрытой ЧМТ широко применяется ШКГ (B. Jennett, G. Teasdale, 1981), которая позволяет судить не только о степени тяжести, но также делать прогноз при ЧМТ. Общая оценка по ШКГ рассчитывается путем сложения баллов по каждой из трех групп реакций: открывание глаз, вокализация (или речевая активность), двигательная активность. Для повышения чувствительности и прогностической значимости традиционной шкалы в педиатрической практике предложены возрастные модификации ШКГ для детей до 1 года и для малышей от 1 года до 5 лет; для детей 6-15 лет используется тот же вариант шкалы, что и для взрослых пациентов (А. С. Иова и соавт., 1999). Общая оценка по ШКГ может варьировать от 15 до 3 баллов. Степень тяжести ЧМТ по ШКГ определяется следующим образом (B. Jennett, G. Teasdale, 1981; K. M. Yorkston, 1997):

    • легкая: исходная оценка 13-15 баллов;
    • среднетяжелая: (1) исходная оценка - 9-12 баллов либо (2) исходная оценка - 13-15 баллов, но через 3 дня оценка не достигает 15 баллов;
    • тяжелая: исходная оценка - 3-8 баллов.

    Со времени разработки ШКГ в 1974 г. она широко используется для определения тяжести ЧМТ. Доказано, что с уменьшением общего количества баллов по ШКГ увеличивается вероятность неблагоприятных исходов. При анализе прогностической значимости возрастного фактора было установлено, что он существенно влияет как на летальность, так и на инвалидизацию при ЧМТ. Несмотря на некоторые противоречия, имеющиеся в литературе, установлено, что исходы у детей лучше, чем у взрослых.

    Своеобразие клинического течения и исходов ЧМТ у детей обусловлено тем, что механическая энергия воздействует на мозг, рост и развитие которого еще не закончены. Благодаря высокой пластичности развивающегося мозга у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход, в том числе и после тяжелых клинических вариантов ЧМТ. Между тем даже легкие ЧМТ в детском возрасте не всегда проходят бесследно. Так, показано, что в отдаленном периоде после перенесенного сотрясения головного мозга (в интервале от 6 мес до 3 лет) не менее чем у 30% пациентов детского возраста формируется комплекс нарушений, обозначаемый как посткоммоционный синдром.

    Основные проявления посткоммоционного синдрома:

    • церебрастенические симптомы - быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность, тревожность, раздражительность, трудности засыпания;
    • головные боли, головокружения, периодически сопровождающиеся тошнотой;
    • умеренно выраженные нарушения координации движений при исследовании неврологического статуса;
    • когнитивные нарушения (со стороны внимания, памяти), сопровождающиеся трудностями, связанными с обучением в школе.

    Не вызывает сомнения тот факт, что ЧМТ средней и тяжелой степени приводят к более серьезным последствиям. При этом необходимо иметь в виду, что последствия ЧМТ могут проявиться не сразу, а оказаться отсроченными. Если ЧМТ влияет на нормальный ход процессов развития мозга, то в результате она отражается и на формировании личности ребенка, его когнитивном и эмоциональном развитии, школьном обучении, формировании социальных навыков. Выраженность психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ в значительной мере определяется исходной степенью тяжести травмы.

    Клинические проявления последствий ЧМТ

    Ранее считалось, что восстановление нарушенных функций после перенесенной ЧМТ у детей и подростков происходит в более полном объеме, нежели у взрослых. Полагали также, что чем младше возраст, в котором произошла ЧМТ, тем значительнее вероятность полного регресса неврологических расстройств. Тем не менее результаты целенаправленных исследований оказались не столь оптимистичными (J. R. Christensen, 1996). Выживаемость после тяжелых ЧМТ среди пациентов детского возраста действительно выше, чем среди взрослых, но существует вероятность появления отсроченных клинических симптомов. Действительно, постепенно стало очевидно, что в отдаленном периоде среднетяжелых и тяжелых ЧМТ у многих детей сохраняются резидуальные неврологические расстройства.

    Среднетяжелые ЧМТ обычно сопровождаются преходящими неврологическими расстройствами, лишь в некоторых случаях они оказываются стойкими (J. R. Christensen, 1996). Исходы тяжелых ЧМТ, по данным литературы, варьируют довольно широко.

    J. D. Brink. (1980) и соавторы изучали последствия тяжелых и крайне тяжелых ЧМТ у 345 детей и подростков в возрасте до 18 лет. Продолжительность комы в остром периоде ЧМТ составляла более 24 ч с медианой 5-6 нед. В отдаленном периоде ЧМТ 73% пациентов самостоятельно передвигались и полностью обслуживали себя, 10% имели ограничения в передвижении и оставались частично зависимыми в обслуживании, у 9% восстановилось сознание, но сохранялась полная зависимость от окружающих. В работе J. F. Kraus и соавторов (1987) было показано, что при оценке 3-4 балла по ШКГ в остром периоде ЧМТ у 100% детей формируется как минимум умеренная инвалидизация, при оценках в диапазоне 5-8 баллов — у 65% обследованных.

    Двигательные нарушения

    Парезы или плегии конечностей в отдаленном периоде ЧМТ у детей встречаются довольно редко. Нередко при сохранности мышечной силы обследование позволяет обнаружить снижение скорости выполнения движений (D. Chaplin et al., 1993). Нарушения координации движений, напротив, наблюдаются у многих детей, перенесших ЧМТ (J. R. Christensen, 1996).

    Хотя восстановление двигательных функций в отдаленном периоде закрытой ЧМТ у детей во многих случаях бывает удовлетворительным, в ходе неврологического обследования даже незначительные двигательные нарушения считаются патологией. Резидуальные двигательные нарушения сказываются не только на общей двигательной активности и успехах в занятиях физкультурой и спортом, но также на отношении к ребенку сверстников. При негативном отношении со стороны сверстников у ребенка, перенесшего ЧМТ, развиваются нарушения социальной адаптации.

    Когнитивные нарушения

    Выраженность когнитивных нарушений в отдаленном периоде ЧМТ также определяется исходной степенью ее тяжести. Ряд нарушений высших психических функций обусловливается специфической локализацией поражений, в частности преимущественным поражением при ушибах мозга лобных и височных долей. Когнитивные расстройства у пациентов, перенесших ЧМТ, часто затрагивают такие сферы психической деятельности, как память, внимание, скорость переработки поступающей информации, а также обеспечиваемые префронтальными отделами больших полушарий мозга управляющие функции (планирование, организация, принятие решений). Тем не менее во многих случаях резидуальные расстройства формируются вследствие диффузного вовлечения коры и повреждения аксиальных структур головного мозга, которые модулируют функциональную активность коры. Именно сочетанное поражение локальных зон коры головного мозга, аксиальных и подкорковых образований приводит к развитию нарушений памяти, внимания, регуляции уровня психической активности, эмоций и мотиваций.

    Речевые расстройства

    Непосредственно после закрытой ЧМТ у детей нередко наблюдаются речевые и двигательные нарушения, которые со временем в значительной степени регрессируют. Довольно часто встречаются дизартрии (бульбарная или псевдобульбарная), в некоторых случаях наблюдаются моторная афазия, а также нарушения контроля дыхания, сопровождающиеся преходящими заиканием, шепотной или монотонной речью. Среди особенностей речи в отдаленном периоде ЧМТ могут отмечаться ее замедленный темп, затруднения при подборе слов, бедность активного словаря с дополнением собственной речи мимикой и жестами, в некоторых случаях — трудности, связанные с пониманием длинных и сложных высказываний.

    Трудности при обучении в школе

    Травматические повреждения определенных корковых центров могут приводить к возникновению специфических трудностей, связанных с формированием навыков чтения (дислексии), письма (дисграфии) или счета (дискалькулии), но подобные случаи встречаются не так часто. У большинства детей приобретенные до ЧМТ школьные навыки сохраняются либо обретаются вновь. Тем не менее во многих случаях возможно формирование школьной дезадаптации, обусловленной возникшими вследствие ЧМТ когнитивными, речевыми нарушениями, а также эмоциональными и поведенческими трудностями. У многих детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ отмечаются следующие затруднения, связанные с обучением в школе:

    • Приобретаемые знания имеют неоднородный и отрывочный характер.
    • На уроках в школе ребенок с трудом включается в выполнение заданий, плохо справляется с ними.
    • Наблюдаются нарушения внимания во время занятий, отмечаются затруднения, связанные с запоминанием.
    • Ребенок неаккуратен, не доводит начатое дело до конца, не организован.
    • Ребенок не может эффективно использовать помощь окружающих для того, чтобы завершить выполнение задания, работы.
    • Ребенок испытывает затруднения, когда речь идет о применении информации и навыков, а также в формулировании выводов, обобщений.

    Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ трудно разграничить, поскольку они тесно связаны между собой. Травматическая церебрастения характеризуется преобладанием в клинической картине выраженной утомляемости и раздражительности, иногда достигающей аффективной взрывчатости; на этом фоне нередко возникают истерические, неврастенические, ипохондрические или депрессивные симптомы. Часто отмечаются двигательная расторможенность, импульсивность, неспособность придерживаться инструкций и справляться с теми или иными заданиями, отказ от их выполнения. При попадании ребенка или подростка в сложные жизненные обстоятельства остаточные явления после травматических поражений головного мозга служат предрасполагающим фактором к возникновению психогенных или невротических расстройств, являются благоприятной основой для патологического формирования личности. Эмоциональные и поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ затрудняют социальную адаптацию.

    Поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ:

    • вспышки раздражения, эпизоды агрессивного поведения;
    • импульсивность; может наблюдаться двигательная расторможенность;
    • эмоциональная лабильность, колебания настроения;
    • утрата мотивации, заинтересованности в достижении хороших результатов при выполнении тех или иных заданий и дел;
    • замкнутость, нерешительность, необщительность;
    • зависимость от других: ребенок не может постоять за себя;
    • неспособность оценить в полной мере результаты своих действий и корректировать свое поведение;
    • недостаточный самоконтроль и неправильная самооценка, что влечет за собой затруднения при общении с окружающими.

    Посттравматическая эпилепсия представляет собой одно из наиболее серьезных последствий ЧМТ, перенесенной в детском и подростковом возрасте. Посттравматическая эпилепсия развивается после открытой ЧМТ — 50% случаев. Среди них у 2/3 больных начало эпилепсии наблюдается в течение первого года после ЧМТ, у 90% — в течение 5 лет после травмы, (включая первый год жизни), еще у 7% пациентов эпилепсия развивается через 10-15 лет после ЧМТ. Максимальный риск развития посттравматической эпилепсии отмечен у пациентов с очаговой неврологической симптоматикой и массивным поражением ЦНС в результате тяжелой ЧМТ.

    В 70-80% случаев уже первые эпилептические приступы сопровождаются судорогами генерализованного характера (G. M. Fenichel, 1997).

    После закрытой ЧМТ посттравматическая эпилепсия встречается реже (G. M. Fenichel, 1997). В течение 5 лет эпилепсия развивается у 11,5% пациентов после тяжелой ЧМТ (ушиб мозга, внутричерепное кровоизлияние) и у 1,6 % — после ЧМТ средней степени тяжести.

    По результатам обследования (Н. Н. Заваденко, А. И. Кемалов, 2003) 283 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, в отдаленном периоде закрытой ЧМТ (среднетяжелой и тяжелой) развитие эпилепсии было отмечено у 18 человек. Среди них: у 16 детей возникновение приступов (по типу вторично-генерализованных) отмечено в сроки от 4 до 12 мес, после перенесенной закрытой ЧМТ; в двух случаях в те же сроки закрытая ЧМТ спровоцировала дебют идиопатических (наследственно обусловленных) форм эпилепсии — детской абсансной эпилепсии (у мальчика 7 лет) и идиопатической эпилепсии с изолированными генерализованными судорожными приступами (у мальчика 10 лет).

    Таким образом, посттравматическая эпилепсия относится к симптоматическим формам эпилепсии. Для нее характерны те же особенности, что и для группы симптоматических эпилепсий в целом (А. С. Петрухин, К. Ю. Мухин, 2000), а именно:

    • широкий возрастной диапазон начала заболевания;
    • наличие изменений в неврологическом статусе;
    • часто встречающееся снижение когнитивных функций;
    • выявление региональных паттернов на ЭЭГ;
    • структурные изменения в мозге при нейровизуализации;
    • часто встречающаяся резистентность к антиэпилептической терапии, что обусловливает необходимость применения производных вальпроевой кислоты в лечении многих пациентов.

    Лечение психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков

    Терапевтические и реабилитационные мероприятия в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков должны интенсивно проводиться как в первые 12 мес после ЧМТ, когда от их применения правомерно ожидать наиболее значительных результатов, так и в дальнейшем, с учетом продолжающихся процессов морфофункционального созревания ЦНС и высокой пластичности развивающегося мозга. Эти мероприятия должны носить комплексный характер и включать методы психолого-педагогической, логопедической коррекции, психотерапии, лечебной физкультуры, а также медикаментозное лечение. Для преодоления когнитивных и речевых нарушений применяются препараты ноотропного ряда. При посттравматической эпилепсии показан длительный прием антиконвульсантов. С целью профилактики головных болей, в зависимости от ведущих механизмов их патогенеза, рекомендуются курсы сосудистых, дегидратационных препаратов или антиконвульсантов. При аффективных расстройствах и нарушениях поведения назначаются антидепрессанты и нейролептики, но высокой терапевтической эффективностью при этих состояниях обладают также антиконвульсанты, особенно вальпроаты (препараты вальпроевой кислоты и вальпроата натрия). В частности, вальпроаты уменьшают агрессивность и раздражительность, оказывают нормотимическое действие, сглаживают выраженность аффективных колебаний.

    Положительное действие ноотропных препаратов в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков проявляется в улучшении общего самочувствия, регрессе головных болей, церебрастенических проявлений. В неврологическом статусе наблюдается уменьшение выраженности двигательных нарушений, особенно в координаторной сфере, при психологическом обследовании — улучшение показателей памяти, внимания, других высших психических функций. Длительность курсов лечения ноотропами у пациентов данной группы должна составлять не менее 3-4 нед. Эти препараты назначаются в первую половину дня, что связано с их психостимулирующим действием. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. При наличии ликвородинамических нарушений терапию ноотропами дополняют назначением дегидратационных средств. У пациентов с посттравматической эпилепсией до применения ноотропов необходимо достичь полного контроля над приступами в течение 4-6 мес (не менее) на фоне постоянного приема антиконвульсантов.

    При лечении посттравматической эпилепсии к числу базовых противоэпилептических средств относят вальпроаты (конвулекс, депакин, конвульсофин). Их длительное назначение в стабильных терапевтических дозах направлено на предупреждение повреждений нейронов, связанных с повторными эпилептическими приступами. На развитие нейронального повреждения будут указывать: повторяющиеся эпилептические приступы, снижение когнитивных функций, расстройства поведения у больного, наличие нарушений на электроэнцефалограмме и структурных изменений при нейровизуализации. Поэтому важным направлением в лечении психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ является нейропротекция, подразумевающая антиэпилептическую направленность терапии в сочетании с функциональной и метаболической защитой мозга. Нейропротекторные свойства вальпроатов подтверждаются следующими особенностями действия:

    • широкий спектр противоэпилептической активности (по сравнению с другими антиконвульсантами);
    • сохранение эффективности при терапии поддерживающими дозами (часто - относительно низкими);
    • применение вальпроатов не приводит к учащению приступов;
    • применение вальпроатов не провоцирует новых клинических проявлений приступов;
    • отсутствие специфических когнитивных нарушений в процессе терапии;
    • отсутствие побочных эффектов в эмоциональной сфере;
    • нормализация электрической активности мозга;
    • улучшение качества жизни пациентов.

    Ориентировочные суточные дозы при терапии вальпроатами составляют 15-45 мг/кг. Специальные формы, удобные для применения при лечении детей и подростков, разработаны для препарата конвулекс (). Так, детям младшего возраста назначаются капли для приема внутрь (с содержанием 10 мг вальпроата натрия в одной капле) или сироп (с содержанием 50 мг вальпроата натрия в 1 мл).

    Уменьшение числа приемов препарата до 1-2 раз в сутки может быть достигнуто при применении таблеток пролонгированного действия, содержащих по 300 и 500 мг вальпроата натрия.

    Своевременное обращение к неврологу и проведение рациональной медикаментозной терапии позволяют добиться существенного улучшения состояния детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ. Однако одной лекарственной терапии для преодоления последствий ЧМТ бывает недостаточно. Все дети, перенесшие ЧМТ, нуждаются в обследовании у психолога с целью выявления возможных нарушений высших психических функций. Нередко данные нарушения бывают негрубыми, но даже в этих случаях они могут оказывать негативное влияние на успешность обучения в школе и поведение ребенка. Следовательно, помощь детям, перенесшим ЧМТ, всегда должна носить комплексный характер.

    Литература
    1. Заваденко Н. Н., Кемалов А. И. Пептидергические ноотропные препараты в лечении последствий закрытой черепно-мозговой травмы у детей //Вестник практической неврологии. - 2003. - № 7. - С. 44 - 50.
    2. Иова А. С., Гармашов Ю. А., Щугарева Л. М., Паутницкая Т. С. Особенности нейромониторинга при коматозных состояниях у детей (шкала комы Глазго - С.-Петербург и ее возрастные особенности). Лучевая диагностика на рубеже столетий. - СПб., 1999. - С. 45-48.
    3. Коновалов А. Н., Лихтерман Л. Б., Потапов А. А. и др. Клиническое руководство по черепно-мозговой травме. - М., 1998. - Т. 1. - 549 с.
    4. Петрухин А. С., Мухин К. Ю. Эпилептология детского возраста. - М., 2003. - 624 с.
    5. Appleton R., Baldwin T. Management of brain-injured children. New York, Oxford University Press. 1998: 257.
    6. Brink J. D., Imbus C., Woo-Sam J. Physical recovery after severe closed head trauma in children and adolescents// J. Pediatrics. 1980; 97: 721-727.
    7. Chaplin D., Deitz J., Jaffe K. M. Motor performance in children after traumatic brain injury. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 1993; 74:161 - 164.
    8. Christensen J. R. Pediatric Traumatic Brain Injury. In: Developmental Disabilities in Infancy and Childhood. 2-nd ed. Eds. A. J.Capute, P. J.Accardo, Baltimore. 1996: 245 - 260.
    9. Fenichel G.M. Clinical Pediatric Neurology. A signs and symptoms approach. 3-rd ed. Philadelphia, B. Saunders Company. 1997: 407.
    10. Jennett B., Teasdale G. Management of head injuries. Philadelphia, F. A. Davis Co. 1981: 258 - 263.
    11. Kraus J. F., Fide D., Conroy C. Pediatric brain injuries: the nature, clinical course and early outcomes in a defined United States" population. Pediatrics. 1987; 79: 501 - 507.

    Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор
    А. И. Кемалов, Л. С. Гузилова
    В. Е. Попов,
    кандидат медицинских наук
    М. И. Лившиц, кандидат медицинских наук
    Е. В. Андреева, кандидат медицинских наук

    РГМУ, Москва
    Морозовская детская клиническая больница, Москва

  • Одной из наиболее распространенных причин нарушений работы нервной системы у детей является черепно-мозговая травма (ЧМТ). По статистике, наиболее подвержены данному виду повреждения дети до 8 лет, в том числе груднички и новорожденные. Почему это случается, как проявляется травма, каким должно быть лечение, – попробуем разобраться!

    Почему происходит травмирование?

    Черепно-мозговая травма – это не что иное, как механическое повреждение черепа и внутреннего его содержимого (кровеносных сосудов, нервов, костных тканей и оболочек и самого головного мозга). ЧМТ возникает только вследствие повреждения головы и не по каким-либо другим причинам.

    Конечно же, существует и множество дополнительных факторов, влияющих на ход развития травмы, таких как высокое давление, нервное напряжение, но все они не могут быть причиной ЧМТ. Эти факторы относятся к людям определенной возрастной категории, в случае с ребенком роль играет лишь иммунная система, то есть возможность организма быстро восстанавливаться после повреждения.

    Очень часто встречаются случаи, когда первая ЧМТ у детей происходит при рождении, в качестве перинатальной патологии. Причинами такого явления могут послужить самые разные факторы, ведь ни рожающая мама, ни акушер не могут гарантировать полную безопасность младенца во время родов.

    Черепно-мозговая травма у детей является тяжелым повреждением, и чем меньше возраст ребенка, тем существеннее будут последствия травмы. Родовое травмирование занимает особое место в нейротравматологии, так как именно оно является основной причиной смертности новорожденных. Иначе дело обстоит у детей постарше, от 3 до 8 лет, где процент смертности в результате ЧМТ относительно невелик – 5 %.

    Итак, черепно-мозговая травма у детей вызвана механическим повреждением головного мозга. Существует множество ситуаций, которые приводят к такому серьезному повреждению, а именно:

    Как определить травму?

    При черепно-мозговой травме симптомы и последствия, напрямую зависят от типа повреждений. Типы травм классифицируют на 2 большие группы:

    1. Открытого типа. Характеризуются повреждением целостных тканей головы (кожи, хрящевой и костной ткани), например, трещина или полный раскол черепа. Это самый опасный вид травмы, который в 5 % случаев приводит к смерти. У новорожденных и детей в возрасте до трех лет такие травмы достаточно редкие, так как костная ткань еще мягкая и эластичная и в силу своей природы не может дать трещину.
    2. Закрытые. Это наиболее часто встречаемый вид черепно-мозговой травмы у детей, внешние признаки которой распознать крайне тяжело, так как целостность тканей и черепа не нарушается.

    Маленькие дети не умеют говорить либо просто не в состоянии объяснить свое самочувствие, поэтому родителям необходимо наблюдать за их поведением, так как признаки мозговой травмы у детей отличаются от тех, что развиваются у взрослых:

    1. Дети возрастом до 4 лет крайне редко теряют сознание. Чаще всего это кратковременный провал в памяти, плохая ориентация в пространстве, которая со временем постепенно проходит.
    2. Ребенок не может понять, что с ним происходит.
    3. У маленьких детей часто меняется настроение, точнее, это можно описать как приступы паники, начинающиеся внезапно, периодически сменяющееся абсолютным спокойствием и бездействием.

    Помимо прочего, можно наблюдать такие признаки ЧМТ:


    Диагностические мероприятия

    Отличить обыкновенный ушиб от ЧМТ у ребенка очень трудно, так как внешние признаки очень схожи. Черепно-мозговая травма любой степени тяжести у детей проходит менее выраженно, чем у взрослых, а симптомы часто смазаны, поэтому при малейшем изменении в самочувствии и поведении ребенка необходимо немедленно обратиться к доктору.

    При любом из видов черепно-мозговой травмы родителям не стоит заниматься самолечением, но все же необходимо оказать первую помощь ребенку. Достаточно просто положить ребенка на вертикальную поверхность и максимально ограничить его подвижность, особенно движения головы, и наложить холодный компресс, чтобы сократить отечность, после чего необходимо срочно вызвать врача.

    Повреждения головы у ребенка влияют на дальнейшее его развитие, поэтому тут нет места для ошибки, необходимо провести полный комплекс исследований, чтобы установить точный диагноз и назначить консервативное лечение.

    Могут быть назначены такие обследования:


    Весь список этих процедур любому из родителей покажется пугающим, но не стоит бояться, ведь для установления точного диагноза достаточно двух-трех исследований, нужно лишь определить наиболее оптимальные из них для конкретного случая.

    Методы терапии

    Главную роль при лечении черепно-мозговой травмы у ребенка играет функциональное состояние мозга в конкретный момент. Каждый случай – индивидуальный, необходимо более точно изучить, какие нарушения потерпела вегетативная регуляция. Это даст возможность контролировать ход развития заболевания, отслеживать физиологические и нейрогенные изменения в организме ребенка.

    При любой травме головы ребенок в обязательном порядке подлежит полной госпитализации. В случае сотрясения госпитализация длится две-три недели.

    Самое важное в лечении ЧМТ у детей – это соблюдение постельного режима, так как диагноз не является клиническим заболеванием, поэтому специальных медикаментов для лечения травм головы не существует. Итак, лечение предполагает такую схему:


    При лечении ЧМТ у детей главный упор делается на соблюдении постельного режима и хорошем питании, употреблении всех необходимых витаминов для быстрого восстановления организма и укрепления иммунной системы. Врачи рекомендуют употреблять молочные продукты, свежие овощи и фрукты.

    Чем грозит ЧМТ?

    Последствия черепно-мозговой травмы могут отличаться в зависимости от характера, степени повреждения и того, насколько правильно и своевременно была оказана помощь. Если все было сделано правильно, то в большинстве случаев дети переносят сотрясение мозга и прочие травмы головы без серьезных дальнейших осложнений. Чем быстрее будет оказана медицинская помощь, тем меньше проблем возникнет в ходе лечения.

    Если опухоль и воспаление головного мозга не удается устранить долгое время – это чревато серьезными последствиями. Отек приводит к сдавливанию головного мозга, в результате которого появляются ишемические расстройства. Деткам после тяжелых ЧМТ приходится бороться с такими заболеваниями, как:


    Это тяжелые и необратимые заболевания, которые могут развиваться после перенесенной черепно-мозговой травмы, причем как у ребенка, так и у взрослого. Но есть и другие, менее опасные для малыша последствия, возникшие после сотрясения или ушиба мозга. К таким можно отнести:

    1. Нарушение слухового аппарата. Через некоторое время после травмы слух полностью восстановится самостоятельно.
    2. Кратковременная периодическая потеря памяти.
    3. Заикание, потеря четкости речи.

    Дети намного легче переживают ЧМТ, нежели взрослые. У них быстрее проходят головные боли и головокружения, практически отсутствует риск развития ишемических заболеваний, нарушений дыхательного аппарата.

    Если говорить о профилактике ЧМТ, то все сводится к родительскому контролю, чем пристальнее внимание родителей, тем меньше у ребенка риск получить травму. Очень важно при любом падении или ударе головой в кратчайшие сроки обратится к врачу и пройти осмотр. Не стоит ждать явного ухудшения состояния ребенка, ведь чем позже будет оказана помощь, тем серьезнее будут последствия.


    Любое повреждение – это испытание для организма. Она не проходит бесследно, и не может не сопровождаться неприятными ощущениями. Особенно тяжело травмы переносят малыши, ведь их организм очень уязвим, а некоторые части тела ввиду анатомических особенностей наиболее чувствительны к повреждениям. Повреждения головы называют черепно-мозговыми травмами, сокращенно ЧМТ.

    Это самая частая причина детского травматизма, она составляет около 30-40% от всех видов травм. Чаще всего ЧМТ подвержены мальчики от 3 до 7 лет. Основные причины черепно-мозговых травм у ребенка сводятся к падениям, бытовым или спортивным травмам, дорожно-транспортным происшествиям. Голова грудных малышей имеет неокрепший каркас, кости их черепа не до конца сращены. И соединяются посредством особых швов и родничков – прослоек хрящевой ткани.

    Благодаря этим особенностям малышу легче было появиться на свет. Такое строение обеспечивает податливость головы при прохождении по родовым путям. Но вступая в новый мир, швы и роднички не могут быстро окостенеть до состояния взрослых. Поэтому первые года жизни ребенка наиболее опасны и уязвимы для его неокрепшей головки. Даже банальный ушиб головы может сыграть негативную роль в развитии ребенка.

    Ведь по своей сути, ушиб – это дефект тканей головы, а ввиду компактного размещения мозга в черепной коробке, это поражение может затронуть и головной мозг, вызывая, в лучшем случае, его сотрясение. А в худшем, внешний ушиб может привести к противоудару, то есть внутреннему удару мозга о черепную коробку на другой стороне от приложенной силы, из-за незрелости неокрепших мозговых оболочек. Так возникают закрытые черепно-мозговые травмы. В зависимости от характера повреждения и тяжести ЧМТ выделяют следующие формы травм головного мозга:

    • Сотрясение;
    • Ушиб разных степеней тяжести – легкой, средней и тяжелой;
    • Гематома, которая может располагаться между черепом и наружной мозговой оболочкой – эпидуральная, между внешней твердой оболочкой мозга и паутинной средней – субдуральная, и между паутинной и внутренней мягкой – субарахноидальная;
    • Диффузное аксональное нарушение;
    • Перелом костей свода черепа с вдавлением в мозг;
    • Размозжение вещества мозга.

    Травмы мозга могут привести к сдавлению его тканей, натяжению и смещению его вещества, повышению внутричерепного давления. Смещение мозговых структур приводит к разрывам ткани мозга и его сосудов, ущемлению образований мозга. Это нарушает питание головного мозга и его функцию. А повышение давления внутри черепа способствует отеку мозга и его набуханию – чрезвычайно опасному осложнению.

    Именно ввиду этих анатомический особенностей, а также беззащитности младенцев, неспособности позаботиться о себе, родители должны чрезвычайно внимательно соблюдать профилактические мероприятия во избежание детских травм головы. Так, родителями положено следить за передвижением своего чада. Стремление познать окружающий мир и отсутствие понятий о том, что опасно, а что нет, играют детям не на пользу.

    Стоит родителю отвести взгляд на секунду, как диван превращается в трамплин, а стол в кирпичную стену. Помимо внимательного наблюдения за ребенком, следует также аккуратно ухаживать за ним, ведь даже особенно интенсивное укачивание или активное встряхивание ребенка, может нанести вред его головке.

    Симптоматическая картина ушиба головного мозга малышей

    Так как мозг малыша способен быстро адаптироваться к окружающим изменениям, то есть его компенсаторные возможности значительны, симптоматическая картина ушиба может не сразу дать о себе знать. Это существенно затрудняет диагностические мероприятия и лечение. Ведь самым полезным лечебным воздействием будет скорая помощь, оказанная сразу после получения травмы, без развивающихся осложнений в виде гематом и кровоизлияний, отека мозга или инсульта.

    Симптомы травмы будут мало чем отличаться от таковых у взрослых, за исключением лишь того, что ребенок не в состоянии пожаловаться вслух об этом и объяснить где у него болит. В зависимости от силы, нанесенного повреждения, внешне место удара будет разниться. Степень тяжести ушиба определяет его клинические проявления. Так, ушиб головного мозга легкой степени, который также называют контузия, может иметь следующие признаки:

    • Сильная головная боль, малыш будет показывать это болезненным плачем;
    • Головокружение, при этом ребенок будет плохо ориентироваться в пространстве, его движения будут нетвердыми, а взгляд не сфокусированным;
    • Тошнота и рвота, не связанные с приемом пищи;
    • Снижение частоты сердцебиения или наоборот, увеличение;
    • Повышение артериального давления;
    • Несущественный нистагм, то есть колебательное подергивание глаз.

    Ушиб легкой степени имеет благоприятный исход, и обычно уже через несколько дней происходит полное восстановление сознания малыша, он снова ориентируется в пространстве. При ушибе мозга средней степени тяжести наблюдаются следующая симптоматическая картина:

    • Потеря сознания на несколько минут;
    • Оглушение и заторможенность ребенка;
    • Речевые нарушения;
    • Повышенная слабость и утомляемость;
    • Сонливость;
    • Сильная головная боль;
    • Головокружение с дезориентацией в пространстве и времени;
    • Потеря памяти о случившейся травме – ретроградная амнезия;
    • Тошнота и многократная рвота;
    • Нарушения в работе мимической мускулатуры;
    • Нистагм и пониженная реакция зрачков на свет.

    При благоприятном стечении обстоятельств и своевременно оказанной помощи, последствия ушиба пропадают через 15-20 дней. Ушиб головного мозга тяжелой степени протекает в более яркой негативной окраске. Могут наблюдаются следующие симптомы:

    • Потеря сознания на пару часов;
    • Нарушение сердечно-сосудистой деятельности в виде чрезмерного повышения артериального давления, увеличения или уменьшения частоты сердечных сокращений;
    • Расстройства дыхательной функции;
    • Гипертермия;
    • Нарушение глазных функций в виде парезавзора;
    • Парезы или параличи конечностей;
    • Расстройства акта глотания;
    • Нистагм, как одного, так и обоих глаз;
    • Чрезмерное расширение или сужение зрачка;
    • Судорожные припадки разной степени тяжести;
    • Нарушения речи;
    • Расстройства психики.

    Диагностика травм головы у ребенка и их осложнения

    При подозрении на ушиб головного мозга у своих детей, родителям необходимо вызывать врача. Ввиду анатомической уязвимости и склонности к осложнениям, промедление просто недопустимо. Любые ЧМТ у детей – это показание к госпитализации для достоверного анализа клинических симптомов и проведения инструментальных методов диагностики. Помимо инструментального исследования, проводят неврологический осмотр, для выявления нарушений нервной системы.

    Такой осмотр включает в себя проверку чувствительности маленького пациента – болевой, тактильной, температурной. Оценивают реакцию его зрачков на свет, их размер и симметричность. Анализируют болезненность глаз малыша, определяют напряжение его затылочных мышц. Проверяют симметричность лица, анализируют наличие головной боли, головокружения, силы и тонуса конечностей.

    Инструментальная диагностика включает:

    • Компьютерную томографию (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ) головы – это позволяет определить мельчайшие очаги повреждений, рассмотреть мозг слой за слоем, найти гематомы или участки кровоизлияний, где бы они не прятались. Однако МРТ грудным деткам практически не проводят ввиду потребности в наркозе для обеспечения полной неподвижности ребенка;
    • Рентген относится к разряду самых распространенных методов диагностики травм. Хотя рентген хорош для определения состояния костной системы, о состоянии мозга он не скажет ничего, так как он слабо визуализирует мягкие ткани;
    • Эхо-энцефалоскопию, которая позволяет выявить возможное смещение мозга по отношению к костям черепа, вызванную кровоизлиянием и повышением давления внутри черепа;
    • Люмбальную пункцию, направленную на поиск в ликворе следов крови, свидетельствующей о травме;
    • Электроэнцефалографию (ЭЭГ) с записью биоэлектрического потенциала мозга с целью выявления нарушений проводимости;
    • Офтальмоскопию, которая способна показать кровоизлияние в сетчатку глаза, являющуюся одним из осложнений ЧМТ;
    • Ангиографию, направленную на выявление бессосудистой зоны, лишенной кровоснабжения из-за ЧМТ;
    • Краниографию – особый вид рентгенографии черепа, применяемой при черепно-мозговых травмах;
    • Нейросонографию – вид УЗИ, проводимый для самых маленьких. Это довольно простой и безболезненный метод исследования, который позволяет выявить патологические изменения в мозге детей до 2 лет. Такое возрастное ограничение связано с анатомическими особенностями детской головки. До 2 лет кости черепа не плотные и изображение при исследовании четкое, но окостенение с возрастом делает картинку размытой. Для ультразвукового метода отсутствуют противопоказания, его можно выполнить то час, и практически каждая детская больница оснащена таким прибором.

    Последствия после ЧМТ можно разделить на две большие группы - внутричерепные и внечерепные. К наиболее опасным внутричерепным осложнениям относят менингиты, энцефалиты и абсцесс мозга, который может быть, как ранним и развиваться около 3 месяцев после травмы, так и поздним, отсроченным, появляющимся спустя 3 месяца после ЧМТ. Чаще всего абсцесс формируется как исход энцефалита, поэтому в своем образовании он проходит гнойно-некротическую стадию энцефалита, стадию капсулы с гноем – пиогенной и терминальную с организацией этой капсулы.

    Список внечерепных осложнений представлен пневмонией, острой сердечной недостаточностью, нарушением функций печени и почек, астеническим синдромом. Этот синдром представляет собой самое частое последствие ЧМТ любых возрастов и включает в себя повышенную утомляемость, раздражительность, замкнутость.

    На фоне ЧМТ может развиться и вегетодистония, которая характеризуется изменениями артериального давления как в сторону снижения, так и увеличения, а также сбоями в системе терморегуляции. Тяжелые последствия после ЧМТ возглавляет эпилепсия, которая возникает у 10-20% детей. Чаще всего она образуется в первые 18 месяцев после травмы головы. Часто у ребенка степень тяжести ЧМТ не соответствует развивающимся последствиям ввиду детских анатомо-физиологических особенностей.

    Лечение ушибов головного мозга

    Травмы головы требуют обязательного вызова скорой медицинской помощи. Однако, чтобы облегчить состояние ребенка, можно самостоятельно оказать ему первую помощь. При отсутствии явных повреждений покровов головы, следует приложить к месту ушиба холодный компресс. Это уменьшает болевые ощущения, снимает отечность тканей мозга и способно приостановить кровотечение за счет рефлекторного спазма сосудов, как реакция на холод.

    Также кровотечение останавливают методом тампонирования. Прикладывают к месту раны сухую чистую материю, если она пропитывается кровью, накладывают новую, если по прошествии 15 минут кровотечение не уменьшилось, необходимо срочно вызывать врача, так как ребенок уже потерял много крови и продолжает терять. Соотношение потерь крови малыша и взрослого разнятся. Грудничку достаточно потерять 150-200 мл и это будет ударом для его несформированного организма.

    Любая ЧМТ головы требует покоя, однако, по возможности, не следует давать ребенку уснуть следующий час после ушиба. Иначе станет невозможно определить тяжесть его состояния. Следует даже разбудить малыша среди ночи, задать ему простые вопросы или оценить его координацию. Следует обратить внимание на зрачки ребенка, если они неодинаковы по размеру, то это показатель тяжелого состояния мозга. Повторные эпизоды рвоты, также тревожный звонок для родителя. Нужно немедленно вызывать врача.

    При потере сознания, следует уложить головку ребенка набок, чтобы при рвоте массы не попали ему в дыхательные пути. А при подозрении на травму позвоночника, сопряженную с ушибом головы, следует очень бережно переворачивать туловище ребенка. По возможности лучше не делать этого вовсе.

    В больнице для лечения ушибов головного мозга используют как терапевтические, так и хирургические методы. В зависимости от тяжести ушиба. Терапевтическая помощь сводится к медикаментозному устранению повышенного внутричерепного давления, снятию боли и предупреждению развития отека мозга. Осложнения, возникшие при травме, такие как сдавление вещества мозга, кровоизлияния, вдавление в мозг костных отломков черепа, требуют неотложной нейрохирургической помощи.

    Специфической профилактики для предотвращения травм головы у детей не существует. Нет вакцины, которая убережет малыша от ушиба, нет таблетки, которая защитит его от ЧМТ и других травм. Профилактика полностью ложится на плечи родителей и воспитателей, она складывается из контроля за своими детьми. А также за обучением их осторожности.

    Ввиду особенностей анатомического строение детской головки не стоит отклонять предложение врача скорой помощи в госпитализации ребенка. Даже если его состояние кажется нормальным. Отдаленные последствия травмы головы так характерны для деток. А госпитализация в больницу позволит понаблюдать за состоянием ребенка. Внимательное оберегание здоровья своего ребенка – ключ к качественной и счастливой семейной жизни.

    Видео

    К сожалению, травма головы у детей – довольно распространенное явление. Примерно сто тысяч госпитализаций в год. Причинами таких травм являются дорожно-транспортные происшествия, падения с велосипеда, спортивные травмы, падения с высоты, а также жестокое обращение с детьми. Выделяют некоторые особенности, свойственные только детским травмам. Симптомы и последствия черепно-мозговых травм у детей сильно отличаются от таких же травм у взрослых. Например, намного труднее определить у ребенка степень повреждения мозга и наличие каких-либо дисфункций. Врачи, проанализировав результаты учебы в школе и высших учебных заведениях, коэффициент умственного развития и профессиональную деятельность (для взрослых), могут определить тяжесть травмы. В свое время считалось, что дети более устойчивы к травмам головного мозга, чем взрослые, потому что их растущий мозг восстанавливался быстрее с течением времени. Однако, все больше исследований указывают на противоположное. На самом деле, дети более восприимчивы, чем взрослые к необратимым повреждениям мозга, даже когда сила удара одинакова.

    Удар и противоудар

    • 1. В результате прямой травмы, удар по задней части черепа приводит к травме передней части мозга.
    • 2. При противоударе, мозг отслаивается и ударяется о заднюю часть черепа. В результате повреждение происходит дважды.

    Некоторые неврологические нарушения, вызванные травмой головы, не проявляются в течение долгого времени. Функции лобной доли, например, задействованы не с самого рождения ребенка. В результате этого врачи смогут зафиксировать их повреждение, только когда ребенок достигнет подросткового возраста. Так как лобные доли отвечают за социальные взаимодействия и навыки межличностного общения, повреждение головного мозга в раннем детстве не будут зафиксированы до тех пор, пока ребенок не достигнет определенного возраста, где потребуются эти навыки. Кроме того, повреждение части мозга, отвечающей за навыки чтения и письма, станут очевидными только тогда, когда ребенок достигнет школьного возраста, и проявятся признаки задержки навыков чтения и письма.

    У детей очень трудно поддерживать нормальное функционирование сосудов после травмы. В некоторых случаях ЧМТ вызывает внезапное расширение всех сосудов мозга. Это способствует сильному притоку крови к голове. Лишняя кровь и отек мозга, возникший в результате быстрого притока, становятся причиной резкого повышения внутричерепного давления, которое достигает очень высокого уровня. Дети чувствуют себя нормально сразу после аварии, но через несколько часов, теряют сознание из-за резкого скачка внутричерепного давления.

    Исследования показали, что череп ребенка в восемь раз слабее взрослого. Таким образом, дети чаще страдают деформацией и переломом черепа, которые приводят к повреждению мозга.

    У подростков последствия черепно-мозговой травмой также трудно выявить в связи с особенностями их возрастного развития. В этот период они часто испытывают тревожное состояние и поведенческие изменения.

    Последствия ЧМТ у детей

    На протяжении многих лет в медицине существовало убеждение, что при равной силе удара ребенок получает меньше повреждений мозга, чем взрослый человек. Эту гипотезу выдвинул Кеннард на основе исследований обезьян. Однако последующие исследования показали, что это предположение ошибочно. На самом деле последствия ЧМТ у детей намного серьезнее, чем у взрослых.

    Развитие лобных долей у ребенка продолжается до 16 лет. Какие-либо изменения в их развитии приводят к незаметным, но серьезным проблемам. Нарушения в этой области мозга провоцируют сбой в работе «исполнительных функций», которые являются основными в развитии человека. К сожалению, некоторые из этих нарушений проявляются лишь на более поздних этапах развития.

    По мере роста ребенок сталкивается с рядом трудностей. Например, задания по математике становятся все труднее. Переход из класса в класс, трудности в колледже и все более сложные социальные взаимодействия ожидают человека по мере роста и развития.

    Родители не могут заранее знать, как их ребенок будет справляться с этими препятствиями и сможет ли он их преодолеть.
    Было проведено исследование «Влияние ЧМТ в детстве на дальнейшую трудовую деятельность». В ходе него было отмечено, что травмы в результате падения и несчастных случаев, связанных с ДТП, составляют более 70% от всех травм в дошкольном возрасте. Такие травмы приводят к серьезным закрытым повреждениям мозга, а в большей степени его фронтальной области. Так как лобные доли быстро растут в течение первых пяти лет жизни ребенка, а затем продолжают развиваться до позднего подросткового возраста, дефицит исполнительных функций, вызванный этими травмами, остается без внимания. Таким образом, окружающие замечают такие существенные недостатки в психосоциальной сфере довольно поздно, когда уже был нанесен значительный вред организму.

    В этом исследовании принимали участие 33 ребенка с тяжелыми формами ЧМТ. У них была отмечена нормальная успеваемость в школе. После успешного окончания школы 8 из 21 пациентов смогли приступить к трудовой деятельности, а 9 из них нет. Дети, перенесшие травмы до 7 лет, показывали более низкие результаты. Это свидетельствует о том, что повреждения затронули функцию мозга, отвечающую за интеллект.

    Ученые также обнаружили, что дети после ЧМТ лучше справляются в школе, поскольку это хорошо структурированная окружающая среда, чем они же, но уже в рабочей обстановке, которая более независима и менее структурирована.

    В большинстве случаев у детей, перенесших ЧМТ, отмечают нормальные умственные способности, иногда даже IQ выше среднего уровня. Но не смотря на это они сталкиваются с другими серьезными проблемами. Такие дети не в состоянии организовать свою жизнь и принимать разумные ежедневные решения. У них отмечались серьезные проблемы с организационными навыками в повседневной деятельности, но хорошие результаты при языковом и интеллектуальном тестировании.

    Трудность в определении степени поражения мозга состоит в том, что в большинстве случаев личностные изменения, такие как синдром дефицита внимания и усталости, нарушение планирования и решения проблем, отсутствие инициативы, гибкости, импульсивность, раздражительность и вспышки гнева, оппозиция и социально неподобающее поведение остаются незамеченными.

    Один из распространенных симптомов черепно-мозговой травмы – растормаживание. Человек, перенесший ЧМТ и страдающий от растормаживания, часто говорит о том, что считается социально- несоответственным. Это приводит к трудностям в общении с окружающими и дальнейшем развитии. Эффект расторможенности в некоторых случаях приводит к негативным последствиям, наркомании и алкоголизму.

    Интоксикация свинцом

    Исследования показали, что миллионы детей подвергаются риску отравления свинцом, так как даже самые небольшие его дозы приводят к повреждению мозга. Дети в возрасте от 1 до 5 лет попадают в группу риска. В возрасте до года, дети имеют минимум контактов с окружающей средой. К 5 годам, пищеварительный канал менее интенсивно поглощает свинец. Следующая причина связана с развитием мозга в возрасте от 1 до 5 лет. Каждая нервная клетка мозга состоит из тела клетки, ядро которого отвечает за выработку белков и нейротрансмиттеров. От тела клетки отходят два типа отростков – дендриты и аксоны. По аксонам проходит ток, стимулирующий работу других нервных клеток. На верхней их части скапливаются нейротрансмитеры. Дендрит – дихотомически ветвящийся отросток нервной клетки, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона. Дендриты обычно очень короткие, тогда как длина аксона колеблется от нескольких сантиметров до нескольких метров. Каждая нервная клетка имеет сотни, а иногда и тысячи дендритов. Свинец оказывает пагубное воздействие на дендриты и приводит к их сокращению. Это в свою очередь вызывает истончение связей между аксонами. Как правило, самое большое количество дендритов приходится на возраст от 1 года до 5 лет. Со временем они истончаются. Лучший способ замедлить этот процесс – активно использовать эти нервные клетки в возрасте от 1 до 5 лет. Т.е. нужно стремиться к дошкольной стимуляции и образованию.

    Для получения профессиональной консультации по вопросам лечения черепно-мозговых травм у детей в Германии
    Звоните нам по телефону: +49 228 972 723 35
    или пишите на Email


    Наиболее часто в черепно-мозговых травмах у детей виноваты родители или другие взрослые, которые недостаточно контролируют поведение малышей и его игры. Нередко травмирование происходит в самых привычных и обыденных ситуациях, например, при пеленании, одевании, купании или кормлении.

    Любое механическое воздействие может стать причиной травмы головы. События могут разворачиваться в нескольких вариантах:

    1. Нарушение целостности кожи и нижележащих тканей, покрывающих череп малыша снаружи;
    2. Повреждение костей черепа;
    3. Повреждение мозговой оболочки.

    Нередко эти варианты повреждений сочетаются между собой.

    Немного о причинах:

    Факторы, приводящие к черепно-мозговым травмам у детей, весьма разнообразны и отличаются в зависимости от возраста детей:

    До трех лет наиболее частыми причинами являются падения с поверхности стола, дивана, кровати, коляски, из рук взрослого;

    В более старшем возрасте причинами могут быть падения с большой высоты - окон, лестницы, крыш, деревьев.

    По мере взросления ребенка возрастает вероятность получения спортивной травмы головы. Мальчики травмируются в несколько раз чаще, чем девочки.

    В любом возрасте существует риск получить такой вид травмы в результате дорожно-транспортного происшествия, во время катания на велосипеде, самокате, коньках, лыжах и других видах транспорта.

    Задача взрослых - быть предельно внимательными и осторожными!

    Типы травм:

    Черепно-мозговые травмы делят на 2 большие группы:

    1. Открытые . Сопровождаются нарушением целостности черепа, в результате чего мозговые оболочки начинают контактировать с окружающей средой. Это наиболее опасный тип травм, поскольку имеется повышенный риск инфицирования и воспаления в головном мозге;

    2. Закрытые. Целостность мягких тканей и черепа не нарушена.

    Особенность проявлений травм головы у малышей:

    Детки до 3-4-летнего возраста теряют сознание крайне редко;

    Возможна потеря памяти или провалы в ней, что постепенно устраняется;

    Головная боль характерна для всех детей, кроме младенцев. При травмах легкой степени она проходит в покое. Применение лекарственных препаратов в таких случаях не требуется;

    Рвота. При тяжелых видах травм она носит многократный характер, при легких травмах рвота является однократным явлением;

    Нарушения со стороны зрачков. Характеризуется вялостью. Зрачок не реагирует на свет;

    Замедление пульса - тревожный сигнал. Как правило, он указывает на наличие внутричерепного кровотечения, образование гематомы и повышение внутричерепного давления;

    Гематомы в детском возрасте встречаются нечасто. В очень раннем возрасте основной признак гематомы - это анемия и повышение внутричерепного давления. Проявления - повышенное беспокойство, частые срыгивания, напряжение родничка;

    У детей состояние нормализуется на 3-4 дня раньше, чем исчезают ведущие признаки нарушений работы мозга и его повреждения. Это отягощает диагностику и лечение травм, поскольку один из важнейших немедикаментозных принципов лечения - соблюдение постельного режима, которым многие ошибочно пренебрегают.

    Обследование малыша с черепно-мозговой травмой:

    Ребенку, который получил такой вид травмы, необходимо очень тщательное медицинское обследование для выявления степени ее тяжести.

    Как правило, детям назначаются такие виды обследований:

    1. Осмотри хирурга-травматолога, нейрохирурга, невролога;

    2. Нейросонография (УЗИ мозга);

    3. Компьютерная томография;

    4. МРТ (магнитно-резонансная томография);

    5. Обзорная краниография. Это доступный способ обследования детей в больницах;

    6. Люмбальная пункция позволяет определить форму и оценить тяжесть травмы;

    7. Осмотр офтальмолога крайне важен при любой форме повреждения головы.

    Гематома и рассечение - наиболее безобидные проявления травм:

    Даже при незначительной травме на поверхности кожи головы и нижележащих тканях появляется синяк (гематома). Чтобы помочь малышу достаточно на место повреждения положить холодный компресс.

    Если кроха ударился об острый край какого-либо объекта, то вполне вероятно рассечение тканей и кровотечение. В таком случае необходимо обратиться к врачу как можно скорее. Специалист обработает рану и выберет дальнейшую тактику лечения. Вполне вероятно, что для соединения рассеченных тканей необходимо будет наложить швы или специальный медицинский пластырь.
    Обязательно в таком случае врач поинтересуется у родителей, когда ребенку была сделана последняя прививка от столбняка.

    Гематома и рассечение, как правило, достаточно быстро проходят без особого серьезного лечения.
    Насторожить родителей должны такие признаки:

    1. Место травмы увеличивается в размерах, отекает;
    2. Медленное восстановление места повреждения;
    3. Сильное воспаление и нагноение;
    4. Длительная болезненность места повреждения;
    5. Головные боли;
    6. Тошнота, рвота, головокружения.

    В таком случае малышу понадобится более тщательное обследование и хирургическое вмешательство.

    Повреждение целостности костей черепа - одно из самых опасных состояний:

    Такие травмы очень опасны для жизни малышей. Они длительно заживают, оставляя внутренние спайки и рубцы.

    При таких травмах у детей часто отмечается перелом костей черепа, защищающих нежные внутренние оболочки и отделы мозга. Особенность такого типа травмирования у маленьких детей следующая:

    1. Возникают только при очень сильном ударе;

    2. Черепные кости у маленьких детей гибкие, пластичные и не окостеневшие, швы между ними неплотные. У очень маленьких родничок не зарос. При травме у детей в таком возрасте высокая вероятность расхождения костей и дальнейшее их неправильное соединение;

    3. Часто при травмах у детей не отмечается повреждение мозговых оболочек;

    4. Разрывы твердых и паутинных оболочек мозга у малышей возможны только при сильнейших ударах. Мозговая жидкость начинает сочиться через разломы в костях и вызывать появление отека - важного диагностического признака.

    При обширных травмах черепа, которые ребенок может получить при аварии или катастрофе, всегда имеются множественные переломы черепных костей, а их обломки травмируют оболочки мозга, приводят к кровоизлиянию и сдавливанию мозга, что является очень опасным.

    Переломы основания черепа:

    Это очень опасные формы травм, поскольку в основании черепа ребенка располагаются самые важные центры, регулирующие жизненные процессы во всем организме. Наиболее опасным последствием таких травм является бактериальное инфицирование из носоглотки, уха, которое часто приводит к воспалительным процессам в оболочках спинного мозга, что грозит инвалидностью малыша.

    Кровоизлияния в головной мозг - крайне опасное последствие травмы:

    Если вследствие ушибов головы произошло кровоизлияние в мозг, то формируются места скопления крови и гематомы, сдавливающие многие отделы и повреждающие дыхательный и сосудистый центры. Сдавливание может быть настолько большим, что полностью прекращается функционирование организма ребенка.

    Главные признаки кровоизлияния следующие:

    1. Угнетение сознания;
    2. Сонливость;
    3. Головные боли;
    4. Тошнота;
    5. Рвота;
    6. Судороги.

    На месте кровоизлияния образуется гематома. Ее размеры зависят от обширности поражения. Обширные гематомы удаляются хирургическим путем.

    Приобретенная гидроцефалия:

    Является опасным осложнением и последствием травмы головы у малышей. При этом в полости черепа накапливается избыток спинномозговой жидкости.

    Причина - спайки и рубцы, образующиеся в результате травмирования головы и препятствующие нормальному оттоку жидкости.

    Очень важно после травмы серьезно обследовать состояние мозга у пострадавшего малыша. До момента закрытия родничка прекрасным и информативным методом является ультразвуковое исследование головного мозга - нейросонография.

    Гидроцефалия несет высокую опасность для дальнейшего развития ребенка. Основные осложнения следующие:

    1. Задержка развития моторики малыша;
    2. Задержка психического развития;
    3. Заторможенность физического развития.

    Особенности лечения приобретенной гидроцефалии:

    1. Лечение заключается главным образом в установлении шунтирующей системы и создание оттока избытка жидкости. Это оперативное вмешательство, которое необходимо провести как можно скорее. Это позволит минимизировать поражение головного мозга малыша и предупредить опасные последствия.

    2. Очень важно родителям ребенка, которому установили шунт, пройти инструктаж, где подробно расскажут об особенностях ухода за малышом и проверке правильности функционирования системы.

    3. Дети с гидроцефалией - это постоянные пациенты специализированных нейрохирургических институтов.

    Другие последствия:

    1. Сотрясения и ушибы мозга;
    2. Эпилепсия. При серьезных травмах головы детям могут быть назначены противоэпилептические лекарственные препараты в профилактических дозах;
    3. Частичный паралич или парез мышц всего тела, что часто происходит при повреждении двигательных центров мозга. Главный принцип лечения - это физическая реабилитация, которая является очень продолжительной и медикаментозная терапия, направленная на снятие спазма мышц и улучшение работы и кровоснабжения мозга;
    4. Нарушения двигательных функции рук и ног;
    5. Нарушения координации движений;
    6. Нарушения речи;
    7. Сложности при приеме пищи;
    8. Ухудшение зрения;
    9. Косоглазие;
    10. Повышенное внутричерепное давление;
    11. Задержка умственного и психического развития;
    12. Пониженная или повышенная возбудимость нервной системы;
    13. Снижение успеваемости.

    Принципы лечение травм головы у детей:

    Устранение последствий травмирования может продолжаться несколько лет. Дети с осложнениями нуждаются в контроле со стороны таких специалистов:

    Невролог;
    Психотерапевт;
    Педиатр;
    Реабилитолог;
    Психолог;
    Логопед.

    Лечение травм тяжелой степени:

    У малышей такими травмами должен заниматься только специалист!

    Тяжелые формы травм головного мозга важно начинать лечить уже в карете неотложной помощи, поскольку упущенное время может стоить малышу жизни! В дальнейшем ребенка экстренно госпитализируют в стационар (детскую хирургию, нейрохирургию или неврологию), где проводится серьезный комплекс мероприятий, направленный на спасение жизни и нормализацию функционирования детского организма.

    Лечение сотрясений мозга:

    Важно ребенка с нетяжелыми формами черепно-мозговых травм своевременно показать специалисту. Лечение сотрясений мозга зависит от тяжести повреждений и может проводиться в домашней обстановке или в стационаре.

    Прежде всего малышу необходимо создать состояние полного покоя! В течение десяти суток (иногда и дольше) от момента повреждения необходимо соблюдать строгий постельный режим. Малышу запрещено:

    Чтение;

    Прослушивание музыки;

    Просмотр телевизора.

    Медикаментозное лечение, как правило, проводится в условиях стационара под контролем врачей в течение двух недель.
    На протяжении двух недель после выздоровления малыш не должен посещать образовательные учреждения и заниматься физическими упражнениями и спортом.

    Средняя продолжительность лечения сотрясений - один месяц.

    Лечение ушиба головного мозга:

    При наличии ушиба главные направления лечения будут такими же, как и при сотрясении. Главное отличие - более длительные сроки терапии и реабилитации (соблюдение постельного режима и обеспечение полного покоя две недели), а также более широкий спектр необходимых лекарственных препаратов. В отделении малыши с ушибами мозга проводят, как правило, 21 сутки. В течение одного месяца после выписки ребенок должен находиться на амбулаторном лечении в домашних условиях.

                               Будьте здоровы! Серьезно относитесь к любым травмам головы у малышей!